Освещение для портретной фотосъёмки

Какие схемы освещения используются при портретной фотосъёмке? Принципиальной разницы, какие источники света вы выбираете, импульсные или постоянные — нет. Можно снимать хоть при керосинке, это конечно шутка, но в каждой шутке есть доля сами знаете чего.

Итак, можно использовать постановку света примерно таких конфигураций:

№1 — Большой софт-бокс или белый зонт на просвет.

№2 — источник рисующего света (в академической схеме), для других схем — небольшой софт-бокс, отражающий серебряный или золотой зонт, сотовая насадка.

№3 — Сотовая насадка, стандартный рефлектор и небольшой софт-бокс.

№4 — Отражатель, лайт-панель, лайт-диск, в худшем случае — белый лист ватмана или нечто подобное, что можно использовать для заполнения теневых участков, не попавших в зону света.

Кроме этих осветительных приборов вам естественно понадобятся камера и модель.

Первая схема, так называемая «Classic" — самая простая и достаточно распространённая в академическом портретировании:

Порядок ваших действий: Модель сажается на правильно установленый стульчик. Правильно, то есть под углом к оси объектива фотокамеры (например 45 градусов), при этом с лёгким разворотом шеи модель смотрит в объектив. Такая постановка портретируемого человека позволит избежать шаблонного, официозного «привкуса», которым наделены портреты снятые в анфас

Затем устанавливаем рисующий свет. Эта задача не является лёгкой, хотя бы потому что модель нужно заставить «заморозить» положение своего тела, в том числе головы. В процессе установки рисующего света, нужно «нащупать» наиболее подходящую светотень на лице портретируемого. Она может выглядеть как светлый треугольник снизу глаза, тогда как вся половинка лица будет значительно темнее другой половинки. Для этого рисующий свет устанавливается спереди и сбоку от модели, на высоте примерно 2 метра от пола.

После того как мы нашли подходящий светотеневой рисунок лица, осуществляем следующий этап. Полученное грубое разделение света и тени нужно сгладить с помощью заполняющего света, источник которого устанавливается предположительно рядом с камерой, как правило выше её оси. В идеале, после выравнивания обе половинки лица должны отличаться друг от друга интервалом не более 0.5—2 шага экспозиции (или 1/2 ступени — 2 ступеней)

Конечно, возможны и отклонения, но тонкости зависят от конкретных задач и идей которые вы поставили перед собой.

Итак, вы удачно выровняли свет, теперь можно заняться установкой света для фона, а тут можно не прибегать к жёстким рекомендациям. Главное — соблюдать направление света на фон, например на пол позади модели, или сбоку сзади от модели. Можно фоновый свет закрепить и сверху, это как позволит арсенал ваших штативов и подвесов.

Осталось дело за малым — промерить вашу световую схему, в случае если снимаете на плёнку. Если на цифровую камеру, то вы увидите сразу результат вашей фантазии. А вот и некоторые примеры таких работ:

Портрет девушки

Портрет врача

Следующую схему также нельзя назвать непопулярной, так называемая «High key», или «высокий ключ" (светлая тональность):

Здесь всё просто до безобразия. Устанавливаем пару источников света сзади по сторонам от портретируемого, а также основной источник, например большой софт-бокс или белый зонт на просвет, максимально близко к оси камеры, на уровне или выше её. Основное требование для создания портрета в „высоком ключе” — падающий свет на фоне должен примерно на 1-2 ступени экспозиции быть выше, света падающего на модель. И не стоит слишком мудрить с замерами отражённого света от белого и небелого, главное — измеряйте падающий свет. Для этого воспользуйтесь флэшметром или экспонометром с молочным стеклом (если свет не импульсный) и проверьте показатели этих приборов у лица модели и у фона. Полученная разница между ними должна отличаться примерно на 1,5 ступени.

Примеры работ выполненных в «high key»:

Портрет девушки в светлом одеянии

Фото девушки для портфолио

Третья схема, на которой также нужно заострить наше внимание, так называемая «голливудская схема" света:

Она простая в настройке, и достаточно удачная. Для этого мы устанавливаем основной источник света над камерой (если возможности позволяют), либо максимально близко к оси камеры, но чуть-чуть выше. Далее направляем отдельный свет на фон. Рекомендуется попробовать, вам должно понравиться.

Подобную схему часто используют в телевизионной или печатной рекламе косметических средств. Чем хороша такая постановка, так это тем что особых ограничивающих правил нет.

Например, можно подвесить два источника света — один над осью камеры так, чтобы он светил сверху на лицо модели под углом 45 градусов, а другой источник света разместить ниже оси камеры, чтобы он также светил на лицо модели под 45 градусов, но уже снизу. Угол освещения конечно можно варьировать. Очередные примеры из этой темы:

Фото девушки для портфолио

Фото девушки с возвышенной тональностью

Описав используемые схемы, отметим и такие нюансы. Например, нельзя ставить рисующие источники света с обеих сторон от камеры. Оба источника должны быть расположены только по одной стороне от оси камеры — либо справа, либо слева. Иначе вы получите жуткий светотеневой рисунок, вроде двойного носа и прочих атрибутов неграмотной постановки освещения.

Кроме того, нельзя светотеневыми пятнами «рвать» лицо, например подобный эффект может проявиться при неудачной постановке академического света, что чревато появлением неприятных теней вокруг носа и щёк, и светлых пятен на окологубных складках от пролетающего мимо носа света.

фото 2002 © Эдуард Минаев, фото автора

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
+0.2
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий