Использование фокусировочного экрана с сеткой
Одним из простых способов улучшения фотографий является использование фокусировочного экрана с нанесённой на него сеткой. На таком фокусировочном экране мы увидим специальную разлиновку, которая помогает компоновать кадр.
Вертикальная и горизонтальная линии делят кадр на четверти, благодаря которым фотографу будет удобнее располагать в кадре центральный объект съёмки.
Главная прелесть зеркальной фотографической системы SLR — это возможность подгона части этой системы под свои потребности, но про некоторые другие её особенности почему то часто забывают.
В качестве одного из самых доступных способов изменения методологии композиции кадров, можно рассматривать применение другого фокусировочного экрана, поэтому задумайтесь о покупке экрана, с нанесённой на его поверхность сеткой Laser Matte with Sections. Им можно заменить стандартный экран всех профессиональных или полупрофессиональных моделей EOS. Попытка смены фокусировочного экрана у камеры другого типа крайне не рекомендуется, поскольку это может привести к её поломке и недешёвому ремонту.
Сетка фокусировочного экрана представляет из себя пять вертикальных и три горизонтальные линии (при горизонтальном расположении камеры). Использование такого экрана удобно в такой жанровой фотографии, как пейзаж, архитектурная съёмка или при обычном копировании документов. Экран совместим с широкоугольными, телефото и макро объективами, без какого-либо негативного влияния на подсветку точек фокусировки, расположенных над экраном.
Линии сетки «нарезаны» прямо в экране и их невозможно отключить. Как только вы установите такой фокусировочный экран, вы будете видеть эти линии постоянно, до тех пор пока вы не решите установить обычный экран.
Не все фотографы могут привыкнуть к сетке в видоискателе, некоторые даже считают что от неё больше вреда, чем пользы, но большинство фотографов без проблем смотрят сквозь неё и обращают внимание лишь тогда, когда нужно скомпоновать кадр.
Во многих моделях камер EOS не предусмотрена смена фокусировочного экрана, ведь наличие этой функции привела бы к увеличению корпуса камеры. Если вы пользуетесь камерой с обычным фокусировочным экраном, тогда остаётся только научиться представлять пересекающие линии, и компоновать кадр по этим воображаемым пересечениям. Снимая архитектуру и пейзаж, для более точного расположения камеры воспользуйтесь спиртовым уровнем.
А нужна ли сетка?
Для того, чтобы горизонт и вертикальные объекты (деревья, памятники и т.д.) располагались ровно, эта сетка будет очень кстати. Особенно полезно использовать её во время съёмки широкоугольным объективом, с которыми не составляет труда получить заваленный горизонт или наклонённое здание. И чем больше будет ваш широкоугольник, тем больше риск попасть в эту ловушку.
В рассматриваемом случае, морской горизонт абсолютно горизонтальный. Будучи под углом он выглядел бы, мягко говоря, странно, поэтому выравнивайте кадр по трём горизонтальным линиям экрана.
Ещё одна польза от использования фокусировочного экрана на деле ещё более практична. Например, когда вы фотографируете цветы при небольшом прерывистом ветре, на глаз трудно определить шевелится ли снимаемый объект или нет, особенно когда самая его чёткая часть расоложена не на границе.
В случае использования фокусировочного экрана с сеткой, наверняка вы увидите пару-тройку мест, в которых объект пересекает одну из линий сетки. Если вы будете всё время смотреть на эту точку, то вы сразу засечёте момент, когда ветер стихнет и объект перестанет двигаться. Используя такой метод, вы можете фотографировать цветы на довольно длинных выдержках, естественно, при наличии штатива и пульта управления.
Согласно теории, если вы разместите основной объект на расстоянии одной трети от края, низа или верха, то у вас должна получиться интересная композиция (пример — фотография птицы в начале статьи).
Но правила существуют для того чтобы их нарушать, и правило золотого сечения не является исключением. Основной объект помещённый в центр кадра, это вроде как нарушение композиции, но в результате вы можете получить эффектное изображение.
По крайней мере, поэкспериментируйте несколькими способами построения композиции, и определите, какая из них лучше подходит для вашей фотографии. И не забывайте использовать сетку фокусировочного экрана.
Фотографии: Chris Mattison