Борьба с шевелёнкой

Термин «шевелёнка» нельзя найти в энциклопедических словарях, поскольку его место только в фотографическом сленге, хотя фотографы, считающие себя высококультурными людьми стараются употреблять слова «размытость», «смаз» и другие похожие синонимы.

Итак, шевелёнка — это искажение изображения случившееся не по вине неправильно настроенных установок фотокамеры. Шевелёнка — это оплошность самого фотографа, ведь он — человек, а у всех нас дрожат руки по абсолютно естественным анатомическим причинам: сердце бьётся, кровь пульсирует, влияя на нашу координацию на микроуровне. Но не будем путать смазанное изображение от шевелёнки, и смаз фотографический, получающийся, например, когда вы снимаете объект в движениии, или же смаз достигаемый намеренно, как выразительное средство, подчёркивающее скорость движения снимаемого объекта.

В качестве приёма «контролируемого» смазывания изображения приведём так называемую съёмку проводкой.

На практике, одновременный смаз от движения объекта и шевелёнка случаются сплошь и рядом. В кадре, произведённом на выдержке ¼ секунды, хорошо видно, что нерезкость от шевелёнки в нижней области кадра (туловище человека) значительно меньше, чем нерезкость смаза головы, имеющая место вследствии её движения с большей скоростью.

В принципе, шевелёнку можно использовать в эстетических целях, но для начала нужно научиться правильно удерживать камеру, чтобы предотвратить нестабильность картинки, которая и является причиной размывания всего снимка.

Правда, производители фототехники стараются помочь рядовому фотографу, создавая различные оптические компенсаторы, которые должны спасать картинку от сдвижек под воздействием вибраций и толчков. Но фотограф всё равно должен уметь правильно держать фотоаппарат, тем самым увеличивая диапазон «безопасных» выдержек. Если вы не хотите учиться, тогда вам придётся раскошелиться на более дорогую фототехнику, или сопутствующие аксессуары, при том что коридор допустимых выдержек всё равно сузится.

Первое правило правильной съёмки с руки. Большинство фотографов во время визирования и съёмки поднимают руки с камерой так, чтобы они отрывались от туловища (рис. 4.3). Это ошибка, поскольку рука удерживаемая лишь усилием мышц, больше подвержена тремору, быстрее устаёт, и значит, дестабилизация кадра возрастает. Поэтому, вы должны отучиться задирать локти, и напротив, привыкнуть прижимать их к груди (рис. 4.4).

Рис. 4.3

Рис. 4.4

Рис. 4.5

Второе правило. В процессе визирования через видоискатель, старайтесь прижимать фотокамеру к голове, то есть к носу или ко лбу. Не стоит смущаться от того, что вы слегка деформируете свой нос — кроме вас, этого никто не заметит.

Третье правило. Укоротите наплечный ремень так, чтобы при визировании он натягивался: туго натянутый ремешок монолитно зафиксирует фотокамеру и его владельца.

Четвёртое правило. Правую ладонь нужно подставить снизу под корпус аппарата, для противоставления нажатию указательного пальца на кнопку спуска затвора (рис. 4.6).

4.6

4.7

Продолжаем загибать пальцы, пятое правило. Нужно научиться нажимать на спусковую кнопку мягко, без рывка и быстро, что убережёт вашу камеру от сбивания с установленного направления.

Шестое правило. Парадоксально, но чем легче фотокамера, тем больше вероятность получения шевелёнки. Вес фотоаппарата должен колебаться в пределах 300 гр — 2 кг. Более устройчивыми камерами окажутся самые тяжёлые, но любительских моделей такой весовой категории просто нет.

Седьмое правило. Всё вышесказанное имеет прямое отношение не только к кадрированию в горизонтальном формате, но и к съёмке вертикальных кадров. Неизбежное изменение функций при повороте камеры, старайтесь компенсировать выбором наиболее подходящего положения (рис. 4.8). Например, есть возможность держать аппарат и правым боком (по руке) книзу, и наоборот.

Тем, кто однозначно предпочитает способ вертикального кадрирования за счёт подъема правой руки, крайне рекомендуется научиться прижимать локоть (рис. 4.9).

4.8

4.9

4.10

Восьмое правило. В силу приведённых рекомендаций, постарайтесь найти для руки удерживающей камеру опору, например, облокотитесь об собственное колено, или на плечо друга. Мой знакомый любил опирать камеру о голову своей спутницы (кажется она его покинула).

Оптимальный упор — предмет неодушевлённый (валун, стена, дерево и т.д.).

От шевелёнки больше страдают кадры, снятые длиннофокусным объективом, или зум-объективом в положении «Tele». Оно и понятно: чем шире угол обозрения, тем незаметнее угловой сдвиг. С угловым полем 180 градусов, смещение оптической оси на полградуса хоть и будет выглядеть не более чем нерезкость изображения, которая в принципе не мешает распознать картинку в целом, но тем не менее, детализация будет ухудшена. В случае, если мощный телеобъектив охватывает, например, лишь один угловой градус, то поворот на ту же половинку градуса станет причиной смещения на половину всего изображения. Тут уж точно, об идентификации картинки гречь не пойдёт.

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
+0.2
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий