Красивый дым
Вы хотите научиться создавать красивые фотографии дыма, но не знаете с чего начинать, сомневаетесь в правильности выбора параметров освещения и камеры? Тогда читаем этот материал.
Обо мне. Я имею некоторый опыт съёмки дыма, чему служит подтверждением этот фотоснимок, который успел продаться более тысячи раз, а во время акции «Бесплатное фото» он скачивался 360 раз..
Итак, начнём со строения дыма и его резкости. Обладает ли дым чёткостью? Несомненно, дым имеет чёткую детализацию, которую сможет воспринять камера, особенно по краям, в местах где бесформенная дымная масса приобретает не округлые границы, а острые.
Подготовка к съёмочному процессу
В съёмке дыма я использовал такое оборудование: камера Nikon D200 с оптикой AF Micro Nikkor 60mm f/2.8, вспышка Nikon SB-800. Съёмочная сцена была представлена подожжённой палочкой благововоний и чёрным фоном, в качестве которого послужил лист чёрного картона. Чем больше будет расстояние между картоном и источником дыма, тем меньше фон будет подсвечиваться, что положительно влияет на выделение дымной текстуры на фоне.
Штатив лучше не использовать, ведь дым непредсказуем, поэтому подходящие мгновения лучше ловить без него. Кроме того, дым иногда приобретает самые замысловатые очертания, поэтому без кадрирования тут не справиться.
Оптика
Дым – динамичный объект, поэтому для съёмки такого очень подвижного и постоянно меняющего формы и объём «клиента» я бы рекомендовал зум-объектив, который имеет как минимум два важных достоинства – непосредственно само зуммирование и хороший охват ГРИП при широком угле.
Свет
Чтобы получить подходящее освещение для дыма, я решил установить вспышку сбоку от источника дыма, направив испускающий рефлектор перпендикулярно к оси фотообъектива.
Внешняя вспышка активировывалась от встроенной вспышки, которую я предварительно настроил на минимум мощности и даже немного прикрыл, чтобы она не испортила фон.
По бокам от внешней вспышки я разместил два чёрных картонных листка, чтобы случайно не поймать световой импульс в процессе кадрирования и не засветить фон, который должен оставаться максимально чёрным, что значительно облегчит процесс обработки фотографии в графическом редакторе.
Фокусировка
В связи с тем что дымная масса бесформенна и быстро меняется, камере необходим контрастный и легко различимый объект, чтобы автоматика произвела быстрый и точный расчёт фокуса. На палочку лучше не фокусироваться, потому что дым расширяется по длине. Мне понравился объектив Nikkor 60mm f/2.8 тем, что он обладает удобным кольцом с большим запасом хода. Настраивая чёткость по дыму я предпочитал ручной режим, а автоматику я использовал лишь когда глаза начинали уставать, при этом я заметил что в рассматриваемом жанре качественно сфокусированные изображения получились примерно поровну, при ручном фокусе и автоматике, но автофокус настраивается быстрее. К следящему фокусу я пока не прибегал, как попробую, сразу расскажу.
Диафрагма. Выдержка
Участие диафрагмы в эксперименте очень важно. Я прикрывал её до 8-11, то есть устанавливал диапазон, при котором большая часть обьективов выдаёт самые оптимальные результаты, ведь чем большая глубина резкости, то тем лучше получится детализация дыма внутри его структуры.
Экспериментируя с выдержкой, я нашёл что выдержки синхронизации 1/60 будет вполне хватать для фотосъёмки дыма. Значение чувствительности ISO 100 также хорошо себя зарекомендовало.
И ещё совет: если вы будете увеличивать экспозицию, то дым начнёт портить сильная шумность, поэтому лучше кадр пере- или недоэкспонировать.