Видим невидимое
В нашем материале мы коснёмся умения так называемого «беспредметного видения», постигнув которое, фотограф сможет создавать картины совершенно другого качества и смыслового наполнения. В качестве иллюстрирующих материалов использованы фотоработы агентства Reuters трёхлетней давности.
Размещение на переднем плане тёмных пятен, в значительной степени завершают композицию кадра, выстраивают сюжет. Пятна как-бы взаимодействуют друг с другом, визуально конфликтуя друг с другом, тогда как все остальные детали сцены уходят на задворки восприятия.
Женские силуэты одновременно и разные, и одинаковые. Их позы отличаются друг от друга, создаётся атмосфера их «разнонаправленности», тем самым выпячивается динамика, но с другой стороны, как вы заметили, девушки имеют одинаковый рост, что служит объединяющим фактором их фигур. Обратите внимание на динамичность линий всех элементов фотографии, буквально, ритм словно застыл в воздухе. Вместе с этим зритель не может не заметить силуэт канделябра и свечек, которые кроме того что являются смысловым эпицентром картины, заставляют нас сравнивать тонкие свечи с хрупкими и привлекательными женскими фигурками.
Автор этой работы фотографировал с нижней точки, при этом ему удалось наделить кадр обратной тональной перспективой, вместе с этим чувствуется сила двойной ритмики запечатлённых объектов, а именно птиц и стен, которая задаёт драматичное настроение сюжета. Компоновка нижней точки съёмки и крупных, тёмных фигур придают сцене эмоциональную депрессивность и драматизм происходящих событий.
Мы видим образец «литературной фактуры». Стоит заметить, что большинство искусствоведов и художественных критиков с недоверием относятся к картинам, в которых текстовая составляющая забирает себе немалую часть смысловой нагрузки, но данный пример нельзя назвать неудачным, поэтому мы и решили продемонстрировать его вам.
Перед нами ещё один плод творчества человека, который хотел выразить в кадре динамику происходящего. Как видим, в кадре все детали независимо от уровня гармонично сосуществуют друг с другом, в немалой степени благодаря контрастам по отношению друг к другу. На переднем плане пловец+вода, контрастируют с статичностью береговой линии, после чего мы снова погружаемся в динамику стихии, но уже небесной.
На этой фотографии фигуры работают на тональную перспективу, все тела являются существенными «опорами» сцены, вместе с деревянным столбом по центру сюжета, словно «удерживая» кадр. Всё происходящее удачно выделено светом, который подчёркивает разнонаправленность мощных линий взглядов, динамический разброс положений тел, складывающихся в единую и гармоничную композицию.
Этот снимок демонстрирует два уровня событий, при этом нижний уровень служит смысловым центром для всего происходящего. Белые руки переднего плана заставляют оценить важность событий, человек в центре кадра рисует выразительность кадра, словно вырывающийся из кадра «взгляд», а динамика линий различных деталей характеризует основное напряжение работы.
Очень интересная работа уличного фоторепортёра – фотография динамики со всеми сопутствующими признаками движения – смазом фона и части фигуры. Автору удалось воплотить в кадре динамичность геометрических очертаний главного объекта, а именно диагонали, треугольники, позиции тел, когда положения рук и ног в разные стороны придают сцене высокую степень выражения движения.