В кадре – камни и скалы

Такие суровые, выносливые и главное – неподвижные проявления неживой природы как камни и скалы заслуживают пристального внимания фотографов-ландшафтников. Каменные структуры интересны ещё и тем, что позволяют попрактиковаться в совмещении композиции и освещения.

Как правило, камни появляются на поверхности из-за эрозии почвы (именно поэтому так замечательны в фотографическом плане горные реки и скалистые берега) или же из-за слишком сухого, холодного или ветреного климата.

Высокие горы и пустыни – это те места, где безраздельно господствуют камни. Фотографы, специализирующиеся на природе и привыкшие фотографировать мелкую живность и растения, наверное сочтут такие ландшафты неинтересными и пустыми, но обнажённые проявления матушки-земли богаты самыми разными фактурами и формами, которые зачастую позволяют получить самые абстрактные и минималистические картины. Естественная история камня может быть такой-же захватывающей как и летопись органических проявлений жизни.

Элиот Портер заслуженно считается мастером крупных планов природы и его всегда привлекали каменные изваяния любых размеров и форм. Портер чутко ощущал разницу между, например, чёрно-серой бетонитовой глиной, внешне схожей с морщинистыми спинами морских монстров, и чёрной лавой, матовой в одном ракурсе и искрящейся в другом. Познать природу камня художнику позволяло непосредственное соседство с каменными ландшафтами, так как Портер жил в Нью-Мексико, изобилующем различными проявлениями обнажённой породы.

Вывести универсальную формулу фотографирования скальных поверхностей невозможно, поскольку они отличаются породным составом, а значит внешний вид, цвет и консистенция могут разительно отличаться. Большую лепту в уникальность каждого типа скальных пород вносит и естественное освещение.

Так как, лишь немногие камни могут послужить в качестве отдельного главного объекта, художники стараются фотографировать целый участок поверхности, тем более что для практически любого отдельно взятого места, будь то каменистая поверхность пустыни или гладкий склон, отшлифованный сходом древнего ледника, всегда можно найти множество подходящих точек съёмок и ракурсов.

Для начала, нужно изучить камень с различных расстояний, ведь его фактура может изменяться в зависимости от масштаба. Обычно, камни обладают приглушёнными цветами и именно поэтому красный и синий оттенки, придаваемые низким пустынным светилом и противоположным ему небосводом столь популярны, например когда ими освещается песчаник, как на нижнем снимке, сделанном в одном из ущелий штата Аризона.

Каньон В Аризоне. На данной фотографии главный элемент – песчаник, который под влиянием эрозии превращён в многоликое воплощение плавных форм и изгибов, выточенных в аризонской пустыне сезонными нашествиями ливневых паводков и переносимым ветрами песком.

Каменные формы, в сочетании с цветовым контрастом солнечного неба и исходящего от него света, играющем на стенках ущелья, сделали его невообразимо богатой основой для абстракций.

Даже если камни не могут похвастать цветовой заметностью, всё равно этот факт можно использовать как преимущество. Ещё в 1852 году Генри Дэвид Торо написал такое: «Это естественно, что камни пролежавшие вечность под небесами, обязаны быть серыми, ведь этот цвет занимает середину между цветом неба и земли.»

Различают три группы каменных пород – вулканические (получившиеся вследстии остывания расплавленной лавы), осадочные (отложенные ветрами и водой) и метаморфические, которые сформировались под влиянием высоких температур, осадочных пород и высокого давления.

Самое важные качества камня – состав, структура и фактура, их и нужно постараться выразить по максимуму. Насколько хорошо заметен состав породы зависит от размеров зерна минеральных частиц и степени их схожести друг с другом.

Например, гранит очень хорошо «позирует» своими разломами и не только благодаря крупному размеру его зёрен, но и потому, что составные минералы гранита – полевой шпат, кварц и слюда заметно отличаются друг от друга цветом и тональностью.

Фактура камня также не бывает одинаковой. Это может быть гладкий мрамор или грубый и шероховатый известняк.

С другой стороны, структура камня зачастую бывает слишком масштабной, чтобы её можно было бы уместить в одном образце, но некоторые породы, вроде скрученной лавы и складчатого аспидного сланца, хорошо воспроизводят свои особенности.

Фотографии получены с использованием поляризатора. Пустынный загар – это блестящий налёт из оксида, появляющийся на некоторых гладких поверхностях камней, долгое время находившихся под открытым солнцем и ветрами. Порой такое покрытие скрывает всю красоту каменных текстур, поэтому отличное решение в таких ситуациях – поляризационный фильтр.

Поверхность этой аризонской скалы покрыта древними письменами и иероглифами и её блеск привёл к сильному контрасту между поляризованным и неполяризованным изображениями. Фильтр между снимкам развёрнут на 90 градусов.

По материалам: foto-mir.biz

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий