Как я создавал натюрморты
Предметная фотосъёмка по сравнению с другими жанрами, обычно не так сложна, ведь фотограф может бесконечно долго корректировать композицию, менять сцену, передвигая фотографируемые предметы, усиливать или ослаблять освещение… Но при всей кажущейся простоте, фотограф не должен забывать об основных принципах «натюрмортостроения».
Напомню некоторые из них:
- Обратите внимание на фактуру выбранных предметов. Как правило, натюрморты выстраивают так, чтобы зритель увидел их схожесть, или же наоборот, выпячивают контрастные противоположности предметов. При этом сюжет должен быть понятен зрителям.
- Для придания натюрморту общего настроения применяют различные схемы освещения, не забывая при этом регулировать баланс белого на фотокамере.
- Не забываем про фон. Натюрморт должен быть визуально «сбалансирован» и пятна фона на заднем плане играют важную роль уравновешивающих «противовесов» композиции.
- Также не забываем про «разрыв композиции». Объекты натюрморта необходимо визуально «связать» так, чтобы между ними не было больших пространственных пустот. В этом случае чёткого руководства к действию не существует, поскольку дистанция между предметами должна ощущаться интуитивно.
А вот некоторые примеры из собственной практики:
На фото запечатлён коллекционный комплект тарелок. Тарелки установлены на подставки возле зеркала. Мною была предпринята попытка имитации «эффекта толпы».
Конечно, я не пытался удивить зрителей кастрюлей с вермишелью. Просто я решил сделать этот натюрморт немного необычным за счёт контрастного совмещения не похожих фактур – вермишели и двух яблок :)
Здесь я пытался скомпоновать равновесную картинку и для этого, потратив много времени на раздумывания, расположил утварь так, чтобы тёмные и светлые пятна фона сбалансировано вносили свой вклад в общую композицию сцены.
Для «оживления» этой кучи старого электрического хлама, я подсветил сцену вполне «родственным» освещением – вспышкой от дуги короткого замыкания, но если вы не умеете обращаться с электричеством – не повторяйте мой эксперимент!
Как это сделано: съёмочный процесс проводился в полной темноте. Я выставил на камере выдержку в 15 секунд и задержку активации затвора на 12 секунд. После того как я откорректировал фокус, я нажал на спуск затвора и выключил в помещении свет. Как только затвор сработал, я провоцировал короткое замыкание электрической сети, искры которого и послужили светом для натюрморта.
Все предметы разложены на обычном оконном стекле, а перпендикулярно фону я установил зеркало.
В основе данного натюрморта – контраст фактур вермишели, металла и стекла. Также свою лепту вносит картинка на коллекционном блюде. Для усиления металлического блеска, я установил ББ как для искусственного освещения, который украсил сцену голубыми тонами.
Когда я вытащил из миксера стакан, а потом наклонил головку, он стал напоминать инопланетного «алкоголика» прильнувшего своим хоботком к обоим стаканам :) Эффект «неземного» света получился благодаря балансу белого, заданному по искусственному освещению.
Этот натюрморт воспроизводит цвета и формы подсвечников, бутылки с вином и настенного светильника.
Натюрморт созданный природой. Для этого я лишь подвигал овощи и ягоды, чтобы уравновесить сцену.
Я пробовал фокуироваться на разные части этого натюрморта, но наводка резкости по бутылочному горлышку с пробкой вышла самой интересной.
По материалам: Д. Кораблёв