Натюрморт и композиция
Как и в любом другом жанре, первое требование к натюрморту – наличие композиции. Кроме того, учитывая смысловую ограниченность натюрмортного изображения композиция встаёт во главе угла и требует самого грамотного подхода со стороны фотографа.
Натюрмортную композицию условно можно разделить на такие типы:
геометрическая
пространственная
цветовая
О геометрической композиции. Не секрет, что все предметы имеют определённые геометрические или похожие формы. Также, не секрет, что человек обычно ассоциирует каждую фигуру с чем-то похожим именно на неё. Например, углы подсознательно сравниваются с указателями, а когда долго и пристально рассматриваешь прямоугольный предмет возникает ощущение стойкости и стабильности, возможно потому, что подсознательно мы ассоциируем эту фигуру со зданием. Круг наделяет зрителя ощущением уюта и несколько успокаивает. Также, замечено, что горизонтальные линии гораздо более комфортно переносятся нами (лежащий человек, отдых), чем вертикальные (стоящие линии, работа).
Что касается диагоналей, то восходящие линии из левого нижнего в верхний правый выдаёт напряжение восприятия, ведь читаем мы слева-направо, и наш взгляд как бы карабкается вверх чтобы усвоить информацию. Линии же наоборот, обычно ассоциируются с успокоением и расслабленностью, печалью или даже упадком. Эти маленькие хитрости и нужно учитывать при построении концепта, смысловой нагрузки натюрморта.
Если возникла необходимость выделить определённый предмет, наделив его ролью главного героя, есть резон попробовать «слепить» пространство под свой замысел. Например, выставить предмет на передний план, или же настроить освещение так, чтобы главный герой освещался иначе и более ярко, в отличии от остальных предметов. Можно зажечь палочку благовоний или просто, напустить сигаретный дым, таким образом создав некую ауру воздушной перспективы, чтобы всё внимание сконцентрировалось на переднем плане, тогд как всё остальное утонет в романтической дымке.
Также можно акцентироваться на технической стороне съёмки: если вы хотите детально показать все предметы, вплоть до задника или драпировки, то диафрагму нужно закрыть, но для выделения определённого предмета диафрагму лучше раскрыть максимально. Не стоит забывать и о свойствах оптики. Так, если кадры сделаны с широкоугольным объективом, предметы сильно искажаются, при этом чем ближе будет камера к главному объекту, тем больше он будет увеличиваться, по сравнению к предметам установленным чуть далее. И наоборот, значительные фокусные расстояния «лепят» перспективу, при этом пространство теряет свою объёмность.
Если вы проводите фотосъёмку в ч/б. формате, то вам не понадобятся знания о цветовом воздействии, в любом другом случае, уделите внимание этой сфере исследований, поскольку каждый цвет имеет свою эмоциональную нагрузку. Например, тёплые тона, как то — жёлтый, красный, оранжевый или терракотовый ассоциируются у нас с летом и солнцем, кроме того, если вы знаете по курсу живописи, предметы выкрашенные в такие цвета кажутся гораздо ближе, в отличии от предметов в «холодных» цветах – зелёном, синем, фиолетовом или розовом.
Не забывайте о контрасте, но зачастую, непродуманные цветовые сочетания отталкивают, или искажают весь смысл натюрмортной сцены. Я думаю, не стоит фотографировать зелёный огурец на оранжевом фоне, поскольку фон перетянет на себя всё внимание, а вам это не нужно. Кроме этого, нужно помнить, что любые предметы имеют некоторые способности по отражению или поглощению цветов окружаемой среды, при этом даже два одинаковые предмета размещённые на одном фоне могут выглядеть по разному.
Большое влияние на зрительское восприятие оказывает и насыщенность цвета, скажем, композиции в мягких пастельных тонах создают ощущение покоя и интимной атмосферы, а яркие, отличающиеся краски, наоборот привлекают к себе внимание, передают напористость и экспрессию. Именно поэтому цвета из второй категории, так востребованы в рекламной фотографии, тогда как арт-фото тяготеет к приглушённым и спокойным тонам.
В чёрно-белой фотографии, несмотря на то, что здесь отсутствуют цвета, всё равно властвуют свои законы, в которых контраст играет значительную роль, а с ролью цвета справляется тональность чёрно-белых переходов. Другая игра, но всё те же правила… Вы же замечали, что полные женщины редко носят белую одежду. Всё дело в том, что чёрный цвет скрадывает детали и визуально сужает объект. А на чёрно-белом снимке, взгляд выхватывает в первую очередь светлые пятна, и лишь потом обращает внимание на чёрные цвета.
Ведя разговор о композициях, нельзя не упомянуть и о правиле третей. Мысленно поделя кадр на невидимые линии по вертикали и горизонтали, можно вычислить наиболее эффективные области ракурса. В первую очередь, они находятся в точках пересечений 4-х линий друг с другом. В этих зонах и нужно размещать основной объект композиции.
Очень мощным композиционным инструментом является ритм – повторение одних и тех же похожих линий…
… что позволяет манипулировать видением зрителя. По дорожке, ведущей в некоторую бесконечность можно увести далеко, но с ритмом не стоит переигрывать, поскольку он может убить композицию, сделав её монотонной и лишив динамики.
По материалам: prophotos.ru