Различия цифровой и плёночной фотографии

На самом деле серьёзных отличий у цифровой и плёночной фотографии не так много, как это кажется на первый взгляд. Оба типа в качестве средства фиксирования изображения используют светочувствительные элементы (СЧЭ). Эти элементы воспринимают только один цвет, при этом вся цветовая гамма получается на основе смешивания трёх базовых цветов.

В химической (плёночной) фотографии в качестве таких элементов служит смесь из мельчайших кристалликов, нанесённых на прозрачную полимерную плёнку, тогда как в цифровой фотографии роль улавливателя света отводится специальной регулярной матрице.

Плёнка «запоминает» изображение с помощью химической реакции, а цифровая матрица с помощью тока.

Мегапиксели, разрешение и зернистость

Количество СЧЭ значительно влияет на разрешение фотографии, то есть на передачу мелких деталей, которые можно разглядеть. В цифровой фототехнике разрешение выражается в мегапикселях, про похожий численный параметр для плёночных фотоаппаратов я не слышал, но фотографы используют термин «зернистость», специальный параметр плёнки. При этом, чем меньшей чувствительностью наделена плёнка (например, ISO 100, ISO 400), тем меньше будет зернистость, то есть лучше детализация и чёткость снимка.

У цифровых камер также есть похожая зависимость: чем меньше светочувствительность, тем меньше «шумность» фотографии. Но в обоих случаях, эта тенденция напрямую связана с освещённостью — чем хуже освещение, тем сложнее получить качественное изображение.

Считается, что разрешение плёнки выше чем у «цифры». С этим можно согласиться, но с множеством оговорок. В первую очередь, на разрешение влияет оптика, поэтому при сравнении нужно учитывать модели фотоаппаратов. Также, нужно иметь в виду размер отпечатанного снимка.

Если это стандартный 10х15 см, то подавляющая часть цифровых камер справится с этим не хуже плёночных, достаточно лишь иметь 3-мегапиксельную матрицу. Если вы хотите отпечатать фотографии большего размера, скажем А4, тогда вам понадобится фотоаппарат с 5 мегапикселями.

Контрастность, цветопередача и динамический диапазон

Динамический диапазон (ДД) — параметр, характеризуемый количеством ступеней яркости, то есть плавностью тональных переходов: если ДД низкий, тогда чёрные и тёмно-серые детали приобретают однородно-чёрный цвет, и часть деталей, естественно, пропадает. Самым широким динамическим диапазоном обладают негативы плёнок, но при распечатке на бумагу, он значительно сужается: пропадают некоторые детали облачного неба, оно становится монотонным, не смотря на то что на плёнке видна его многоцветность. У цифровых фотокамер данный параметр сильно отличается и зависит от типа светочувствительной матрицы. Чем дешевле модель, тем контрастнее получаются снимки — выбеленное небо, чёрные тени и т. д.

Цветопередача в основном зависит от освещения. Наше зрение само корректирует видимое, и даже в закатных лучах солнца листва деревьев для нас зелёная, тогда как фотоаппарат воспроизводит мир «честно», поэтому мы зачастую и видим снимки, сделанные в помещении, с жёлтыми лицами, или зелёными, если были включены лампы дневного света.

Большая часть потребительских плёнок создаётся под дневное освещение, но полуденный свет нельзя назвать самым «комфортным» для них, что приводит к фиолетовым оттенкам на готовой фотографии.

Для плёнки лучше всего подходит время утренних часов или ближе к вечеру. Существуют и профессиональные плёнки, для специализированного освещения.

В этом плане, с цифровой техникой всё проще, фотоаппараты сами подстраиваются под определённые условия освещения, но автоматика, зачастую, присуще ошибаться, поэтому рекомендуется подстраховывать её ручной настройкой баланса белого.

Большинство плёнок обладают характерным свойством «цветоусиления», дабы приблизить качество снимков к журнально-глянцевому. Некоторые производители вводят некоторые усовершенствования в процесс проявки плёнки, но результаты можно увидеть только используя химикаты той же марки, например Кодак лучше нести в центр Кодак, Агфу — в Агфу и т. д.

Печать

В этом контексте, разница между плёночной и цифровой фотографией, пожалуй, самая разительная. Плёнка печатается хирмическим методом, благодаря которому можно получить фотографии отличного качества, но это уже зависит от оператора фотолаборатории, а не от вас.

Цифровые изображения также можно печатать химическим способом, но как правило, это обойдётся вам гораздо дороже, поэтому распечатка цифрового снимка обычно производится с помощью принтера.

Файлы с цифровыми изображениями хранятся в съёмных картах памяти, прямо в фотокамере. Они бывают различных форматов: Compact Flash, MicroDrive, Memory Stick и т. д. При покупке цифрового устройства обратите внимание на тип поддерживаемой памяти — в зависимости от формата и объёма памяти, они отличаются по цене. При заполнении рабочего объёма карты, файлы переносят на компьютер или оптический носитель информации – CD, DVD и т. д.

В этом плане, с плёночными фотоаппаратами сложнее, поскольку с плёнкой нужно бережно обращаться, жирные опечатки пальцев с трудом удаляются с её поверхности, да и ограниченный срок годности, какой бы он не был большой, также имеет место. Со временем, любая плёнка теряет часть цветов, а само изображение „плывёт”.

И напоследок, немного юмора:

Широкая область применения цифрового изображения во многих сферах жизни — разве это не ключевое преимущество цифровой фотографии над плёночной? :)

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Комментарии

  • Гость • 16 мая, 20:31, 2010

    спасибо! отличная статья! помогла разобраться в некоторых вещах. хочу возродить советскую мыльницу Вилия - Vilia :)

  • Woland Morfius • 23 декабря, 17:19, 2012

    Есть ли смысл «фотографировать все под ряд»?

    Всеобщее внедрение наверно что-то убило в фотографии. Суть ее потребления свелась к аватаркам и фотографиям профиля, для которой, как указано выше, хватает матрицы в 3 мпх.

Ваш комментарий