Всё о штативах

Для того чтобы получить серьёзные и качественные снимки, вам не обойтись без такого обязательного аксессуара каждого фотографа, как штатив. Учитывая, что порой приходится работать с длинными выдержками, без использования штатива ваши кадры могут смазываться из-за «шевелёнки» рук, или даже от нажатия на кнопку затвора.

А если на вашей камере установлен телефото объектив, то риск ухудшения детализации изображения резко возрастает.

Поэтому, единственным и надёжным способом избежать тряску, является фиксация вашей камеры к какой-нибудь твёрдой основе, будь то бетонный блок или пень дерева. Но, поскольку такие вещи не очень то с собой и потаскаешь, остаётся один выход — немедленно приобрести штатив. Итак, какие качества присущи хорошему штативу?

Основное качество — штатив должен быть таких размеров, которые бы не делали процесс его использования тяготой для вас. Штатив должен быть достаточно лёгким, достаточно компактных размеров, и устойчивым.

В качестве примера, рассмотрим такую модель хорошего штатива, как Cullmann 3430. Он оснащён всеми необходимыми для фотографов функциями, а также обладает приемлемыми весо-габаритными характеристиками. Если вы хотите штатив полегче, вы можете купить его вариант, изготовленный из углеродного волокна — вес снизится на 30%, правда цена увеличится вдвое.

Штативная головка

Большая чпсть штативов комплектуется головкой, но, как правило, её можно сменить. Самыми популярными типами головок являются pan-tilt и головка с шариком, из которых наибольшее предпочтение, интернациональной армией фотографов, даётся головке pan-tilt. Её можно поворачивать в три способа — панорамно, наклонять и вращать, с отдельной блокировкой в каждом случае.

Но и у шариковой головки есть свой особенный плюс. При разблокировке головки, камеру можно быстро и свободно передвигать в любой плоскости, а её блокировка осуществляется всего одним рычажком. Основная проблема шариковых головок в том, что они не достаточно устойчивые и слишком маленькие. Выбирая штативную головку шарикового типа, уделите особое внимание её надёжности. Зачастую, хорошая головка такого типа бывает дороже самого штатива.

Штатив -- это неудобно!

Бывают ситуации, когда использование или таскание с собой штатива становится неудобным, а порой и невозможным. Тогда обратим внимание на монопод. Как вы и догадались по названию, у монопода всего одна «нога». Камеру, конечно, можно двигать по сторонам, но вертикальные перемещения невозможны конструктивно.

Монопод на представленной картинке, по сути, является частью штатива Cullmann, т. е. центральная колонна штатива вынимается и раскладывается, что очень удобно. Обычно, к моноподам требуется отдельная, несколько облегчённая шариковая головка, хотя можно снимать и с стандартной головкой.

Если у вас не получается воспользоваться ни штативом, ни моноподом, поищите какую-нибудь твёрдую опору для вашей камеры — стену, дерево и т. д. Если и с опорой проблема, тогда настройте камеру на короткую выдержку. Хоть она и не устранит тряску, но зато уменьшит время воздействия тряски на конечное изображение.

Рекомендуется устанавливать выдержку, меньшую по отношению к обратному значению фокусного расстояния объектива. Например, для объектива 50мм, устанавливается выдержка 1/60с или короче, для объектива 200мм подойдёт 1/250с или короче.

Сумки и ремни

Обладание штативом — это полдела, для него необходимо и соответствующее оснащение для транспортировки — сумка, или хотя бы ремень для переноски.

Сумки для штативов, как и следовало ожидать, узкие и длинные, с швом-молнией по всей длине. Иногда, производитель не забывает добавить к чехлу дополнительные кармашки для мелких аксессуаров или бутылки с водой. Переносить объективы или саму камеру в таком подходящем по размеру кармане крайне не рекомендуется, поскольку сумки для штатива, как правило, не имеют влаго- и ударозащитных прокладок.

Штативный ремень гораздо легче сумки, и меньше занимает места. В принципе, это обычный ремень с регулируемыми петлями на концах. С помощью петель захватываются головка и ноги штатива, при этом штатив можно повесить через плечо, хотя в сумке его носить всё же удобнее.

Кстати, для придания дополнительной устойчивости вашему штативу, захватите с собой парочку полиэтиленовых пакетов. На месте съёмки, вы можете наполнить их тяжёлым грузом (камнями, песком), и подвесить к центральной колонне штатива.

Главные элементы штативов

Головка pan-tilt изначально была создана для крепления кинокамер. С помощью панорамного перемещения вы можете двигать камеру вслед за объектом в горизонтальной плоскости, а вертикальный поворот, соответственно, позволяет делать это вертикально. В случае с фотокамерами, такая головка позволяет разворачивать камеру на 90 градусов, также она даёт возможность выравнивать линию горизонта.

Вы можете приобрести штатив без распорок, или даже без центральной колонны, но подобные штативы неустойчивы. Многие модели штативов имеют регулируемые распорки, что позволяет развести их «ноги» на максимально широкое расстояние, например, для съёмки с нижней точки.

Штативные ноги, обычно оборудованы пластиковыми и резиновыми «башмачками», не царапающими полы. Если их снять, то вы увидите острые наконечники — самое подходящее решение для фиксирования штатива на коврах, траве или грунте.

Многие головки pan-tilt имеют шкалу с градусами, которая информирует фотографа о выбранном угле поворота. Такая градусная маркировка очень полезна при панорамной фотосъёмке.

В качестве материала для штативов обычно используется алюминий, но вам нужен не просто лёгкий, но и прочный штатив, поэтому предпочтительна модель из угеродного волокна.

Предусмотрите и то, чтобы выбранный вами штатив мог разбираться и превращаться в монопод. Подобным качеством обладают очень немногие штативы.

Штативы, оснащённые большими регулировочными ручками более удобны в использовании, особенно в рукавицах на зимнем морозе.

Двигая колонну вверх и вниз, высота штатива меняется быстрее чем при настраивании всех трёх ног. При установке штатива не увлекайтесь высотой центральной колонны — от этого может пострадать его устойчивость.

Если головка оборудована крепёжной площадкой, то её наличие только приветствуется. Площадку можно вынимать и привинчивать к камере, а также крепить к головке всего за пару секунд.

Очень немногие штативные головки предусматривают подсоединение кронштейна, к которому сбоку крепится вспышка, например для макро фотографии.

Обычно, штативные ноги состоят из двух-трёх выдвигающихся сегментов. Все ноги удлинняются или укорачиваются незаисимо друг от друга. Проследите, чтобы блокировочные замки ног отпирались и запирались быстро и легко, даже если вы работаете в перчатках. Для удобства настройки штатива, некоторые модели оснащаются уровнем. Если его нет, купите портативный уровень, который можно будет вставить в специальное гнездо камеры.

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий