Монокль своими руками

Считается, что снимать с использованием монокля не имеет смысла. Стоит лишь купить софт-фильтр для объектива, или же поступить проще, установить перед ним стекло смазанное вазелином.

Но опыт свидетельствует о том, что получаемое изображение в таком случае будет иметь абсолютно другой характер. Важное отличие заключается в том, что все названные методы не позволяют добиться контурной резкости, которая необходима для чёткого восприятия изображения, тогда как для монокля характерно то, что граница светлого и тёмного всегда видна, даже не смотря на ореол.

Попытка сымитировать получаемое от монокля изображение с помощью диффузора в процессе печати фотографии также окажется безуспешной. Рисунок монокля — уникален…

Но не стоит отчаиваться, поскольку и с помощью подручных средств вполне по силам изготовить монокль. Итак, предлагаю вашему вниманию простейший вариант этого оптического устройства.

Составные материалы:

  • Очковое стекло, которое можно тприобрести в «оптике» с диаметром 50мм, +9,5 диоптрий.
  • Картонный лист, например из детского набора для труда.
  • Удлиннительное кольцо используемое в макросъёмке, с резьбой М42 (например, для «Зенита» или «Практики»).
  • Пластмассовая бленда для какой-нибудь отечественной модели объектива
  • Клей «ПВА» и «Момент», гуашь чёрная, возможно скотч.

Основным элементом монокля, от которого зависят 90% изобразительных качеств является линза, задача которой — проецирование изображения на плоскость фотоплёнки, тем самым создавая столь милые нашему сердцу сферические аберрации.

Пригодится любая линза подходящего фокусного расстояния.

Больше всего используются монокли с фокусным расстоянием 50—100мм, но всё зависит от вашего жанра фотографии. Как правило, для пейзажа используется 50-80мм, портрета — 80—100мм, спортивного репортажа — 300—500 мм, а для подглядывания за чужими окнами — 500—1000мм.

Первым делом мой взгляд упал на толстую лупу, которой я рссматриваю негативы, но поскольку лупа — вещь в хозяйстве нужная, я пожалел её и направился в ближайший магазин «Оптика», для того чтобы найти себе самое мощное положительное очковое стекло. Там, меня вполне устроила линза +9,5 диоптрий (фокусное расстояние будущего объектива расчитывается согласно формуле 1/9,5 = 105 мм), поскольку фокус 105 мм в моём случае был тот, что мне нужен.

Теперь настало время поразмыслить о типе крепления будущего монокля к фотокамере. Я пришёл к выводу, что резьба М42 подойдёт лучше всего. Если вас такая резьба не устраивает, попробуйте использовать специальные адаптеры, которые предусмотрены практически для всех видов байонетов.

Не долго думая, я пустил в дело одно из удлинительных колец для макросъёмки. Для корпуса монокля я задействовал самый практичный материал — тонкий картонный лист из детского набора.

Поскольку нам необходимо наводить монокль на резкость, корпус должен состоять из двух цилиндрических частей, вставленных один в другой. Необходимо хорошо продумать длину цилиндриков, ведь если они получатся слишком длинными, то монокль тогда не сможет хорошо новодиться на бесконечность.

Тем не менее, картон можно всегда легко укоротить ножницами. В моём эксперименте длина цилиндриков равнялась 35 мм. Диаметр первого подбирается таким образом, чтобы он с усилием насаживался на удлинительное кольцо, а второго — чтобы он свободно передвигался по первому. Для склеивания подойдёт клей «Момент» или схожие аналоги. В результате, у нас получится нечто вроде поршневого зума.

Всю внутреннюю поверхность корпуса я вскрыл чёрной гуашью смешанной с небольшой долей клея «ПВА», для того чтобы краска со временем не осыпалась.

Финальная конструкторская задача — закрепление очковой линзы на корпусе монокля. На данном этапе, можно попробовать любой доступный вариант, главное чтобы линза была установлена параллельно плоскости плёнки. Я нашёл применение старой бленде от отечественного объектива, потому что мне понравилось как моя 50мм линза плотно в ней фиксируется.

Примотав скотчем бленду к корпусу монокля, я закрепил линзу, и для того чтобы она не выпадала вперёд — зажал её импровизированной картонной диафрагмой. Саму диафрагму приклеил к бленде скотчем.

Пара мыслей о расчёте диафрагмы. Она требуется для того, чтобы корректировать степень размытости изображения кадра. Максимальная резкость получается когда дифрагма отсутствует, тогда как чем меньше просвет диафрагмы, тем лучше качество картинки, и меньше светосила вашей оптической системы. Я изготовил из картона диафрагму 37мм, а это при фокусном расстоянии моей очковой линзы дало относительное отверстие 2,8 (105/37=2,8). В будущем, желательно иметь на всякий случай похожие диафрагмы для относительных отверстий: 3,5, 4, 5,6 и 8. Думаю, не стоит вам напоминать, что диафрагма должна быть чёрного цвета.

Итак, у вас должна получиться примерно такая конструкция:

1. Удлинительное кольцо, используемое в макросъемке.

2. Цилиндр корпуса (картон).

3. Цилиндр корпуса (картон).

4. Очковая линза.

5. Диафрагма.

6. Бленда.

Чтож, наш монокль готов, так что можно пробовать его в полевых испытаниях.

По материалам: http://artfoto.uka.ru/

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Комментарии

  • Гость • 23 апреля, 23:55, 2010

    j,f

    обалденные получились фотки!!!!

    сам снимаю моноклем уж год, правда из гелиоса, но такой красоты не получалось!))

    непонятно, почему распустившийся цветок не размывается, в то время как на задних планах бутоны очень художественно…..

Ваш комментарий

К этому уроку нет работ, проделай урок и добавь фотографию первым
Фотографии сделанные на основе этого урока