Творческое использование линий
Выбирая подходящую композицию, профессионалы советуют обратить внимание на такой важнейший элемент, как линии.
Как правило, наличие линий на фотографии значительно усиливает восприятие изображения, поскольку наделяют сцену некоторым динамическим эффектом. На практике используются три типа линий – горизонтальные, вертикальные и диагональные, при этом каждый тип линий оказывает прямо противоположное влияние на изображение
Научиться использовать линии не так уж и легко. Как и в любом другом жанре, первое в этом деле – творческая практика. Но прежде чем очередной раз вы выберетесь на фотовылазку, напомните себе, что неплохо было бы поискать такие сюжеты, где присутствовали бы интересные контуры или детали, выделяющиеся на общем фоне продолговатостью или стремительностью своих очертаний. Обнаружив нечто подобное, не спешите нажимать на спуск затвора, а лучше проанализируйте объект на предмет того, представляет ли его линии художественный интерес, например формируют ли они красивую, уходящую перспективу или замысловатый узор.
Горизонтальные линии
В таких линиях есть что-то, что наделяют картину определённым духом стабильности, надёжности, постоянства. Это могут быть горизонты, набегающие волны, тростники и т.д.
Горизонт, как вы знаете представляет из себя обычную горизонтальную линию, которая служит визуальным «водоразделом», якорем, вокруг которого и собраны все части изображения. Если вы хотите усилить успокаивающее влияние горизонта, тогда можете попробовать такую несложную технику, как горизонтальное кадрирование, при которой большая часть изображения находится слева направо.
Ну а если вы наоборот, хотите избавить горизонтальные линии от акцентирования внимания, тогда просто разверните фотокамеру в «портретное» положение.
Не забывайте, что беспрерывный горизонт придаёт изображению изрядную долю статичности, если не безжизненности, поэтому лучше попробовать фотографировать горизонт, разделённый определённой точкой интереса, будь то одинокое дерево или вершины гор.
Как правило, горизонт не размещают по центру кадра, поскольку такая постановка композиции делает картину визуально незавершённой. Более эффективный метод – размещение линии горизонта в верхней или нижней трети поля кадра.
Если ваша композиция включает множество линий, наверняка такая «слоистость» будет только на пользу фотографии, особенно если линии словно в ритме дополняют друг друга, составляя узор или уходящую перспективу.
Работая с горизонтальными линиями, постарайтесь чтобы горизонтальные линии оставались прямоугольными по краям кадра, ведь нет ничего хуже, чем просмотр кадра, со смещением в сторону от центра.
Вертикальные линии
С помощью вертикальных линий, автор может передавать различные типы настроений, будь то мощь и сила масштабного строения (небоскрёба) или же рост, например дерева.
Если горизонтали можно усилить за счёт съёмки в горизонтальной, «ландшафтной» плоскости, то вертикали эффектно выражаются с помощью вертикального кадрирования, что позволяет визуально удлинить вертикальный объект и акцентирует внимание зрителя на его высоте.
Но можно поступить и иначе, например забыть про это правило и кадрировать длинный объект горизонтально, что сделает его таким «большим», словно он физически не может влезть в ваше изображение. Такое ощущение усиливается если вертикальные линии хорошо подчёркнуты и прорисованы.
И никогда не забывайте про правило третей, даже если вы снимаете ярко выраженные вертикальные линии. Если вы разместите такую линию прямо по центру кадра, то изображение разделится чётко на две половины. Такой приём сделает картину значительно более драматичной.
Грамотно используйте вертикальные линии, повторяющиеся в виде узоров, особенно если они резко контрастируют с другими, присутствующими в кадре формами и контурами, разнонаправленными по отношению друг к другу.