Замечательная тройка: (диафрагма, выдержка, чувствительность). Часть 2.

А теперь настало время более подробно рассмотреть каждый из перечисленных факторов, и их роль в достижении художественного содержания фотографий. Диафрагма не только чисто механически сокращает просвет объектива и силу света. С помощью дифрагмы можно регулировать такой важный параметр, как глубину резкости, или глубину резко изображаемого пространства (ГРИП).

Сравните эти примеры (цифрами указана используемая диафрагма):

Как видим, при разных значениях диафрагмы объекты расположенные на разном расстоянии от объектива и основного объекта будут изображаться по разному — чётко или нечётко, а объекты расположенные ближе к основному объекту будут выглядеть чётче, чем находящиеся дальше от него.

ГРИП зависит от трёх вещей — значения диафрагмы, фокусного расстояния объектива и расстояния между камерой и объектом.

Чем больше будет значение диафрагмы (т.е. чем меньше просвет), тем больше будет глубина резкости.

Чем больше расстояние между фотографом и снимаемым объектом, тем больше глубина резкости, например если вы снимаете человека на фоне гор, то тем больше вероятность сделать горы более чёткими, если вы отойдёте от снимаемого человека подальше.

Чем больше фокусное расстояние объектива вы установите (т.е. чем больше выдвинут зум для увеличения), тем меньше глубина резкости. Этот нюанс следует учесть владельцам цифровых компактных камер, поскольку объективы таких аппаратов, как правило, могут позволить очень небольшое фокусное расстояние, а глубина резкости при этом очень велика, т.е. при благоприятном освещении чётким получается практически всё.

Глубина резкости является одним из основополагающих инструментов компоновки композиции фотографии, управляя которой, вы можете либо выделить определённый объект на окружающем фоне, либо отвлечь от него внимание, придать изображению объём и т.д.

Приводим конкретный пример:

Размытый задний план, ещё иногда называют бокэ (bokeh). Различные объективы рисуют его по-разному, согласно своим возможностям. Перед нами пример того, насколько сильно размывается фон снимая с фокусным расстоянием 85 мм, при значении диафрагмы 2, и насколько может придать изображению объёмности размытый задний фон:

Выдержка даёт ещё больше пространства для вашего творчества. Например, короткая выдержка «замораживает» быстро перемещающиеся объекты, что наделит ваш снимок особой динамичностью. При особо длительных выдержках получаются ещё более интересные художественные эффекты, которые невозможно увидеть в режиме реального времени.

«Замороженное» движение: псы словно замерли в воздухе.

А вот пример съёмки с так называемой «проводкой»: камера следит за движущимся объектом, при этом фотограф делает кадр. В результате двигавшийся объект получается очень хорошо, а статичные элементы заднего фона как бы размываются, что только подчёркивает ощущение движения.

Прежде чем подробнее взглянуть на фактор чувствительности, маленькое предисловие. Для каждого кадра существует некоторое оптимальное количество света, способное создать наилучшее изображение при неизменяемой чувствительности.

Это некоторое количество света называется экспозицией и характеризуется показателями выдержки и диафрагмы, или экспопарой. Давайте посмотрим в чём суть дела. Для оптимальной экспозиции, т.е. благоприятного освещения для чувствительного фотоэлемента фотокамеры, диафрагма до некоторой степени зауживает просвет объектива, а выдержка «выделяет» необходимое время.

Если нам нужно увеличить просвет выдержки, мы открываем дифрагму побольше, но при этом подбирается выдержка с меньшим значением. Таким балансом, мы сохраним оптимальное соотношение между двумя составными частями экспопары — диафрагмой и выдержкой.

На таком принципе основываются приоритетные и сюжетные режимы фотоаппарата. В спортивном режиме, автоматика вашей фотокамеры (или вы сами) устанавливает максимально короткую выдержку и соответствующую для неё диафрагму. В портретном режиме выдержка подбирается под расширенную диафрагму, а в пейзажном режиме акцент делается на более узкой диафрагме.

В режиме приоритета диафрагмы или выдержки, приоритетный показатель устанавливается вручную, а другой «подстраивается» под него автоматически. Некоторые камеры имеют специальный механизм управления экспопарой, например при вращении колёсика в одну сторону выдержка уменьшается, а диафрагма увеличивается

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий