Важны ли мегапиксели?
Цифровая фотография развивается стремительными темпами. Ведь буквально пять-семь лет назад мы ещё не могли представить себе 6-8-мегапиксельные фотокамеры, а уже сейчас 12-мегапиксельные «мыльницы» давно не редкость. Ведущие производители каждые полгода обновляют линейки своих цифровых камер, и конечно же очередная новинка по заверениям создателей имеет больше мегапикселей чем предыдущие модели. Из-за такой политики в среде пользователей прочно внедрилось мнение что, чем большим количеством мегапикселей наделена камера, тем она круче, а на вопрос «Какая матрица у вашего фотоаппарата» в качестве ответа пользователь обычно указывает количество мегапикселей.
А ведь ответ на этот вопрос должен быть более развёрнутым, при этом роль мегапикселей в нём — абсолютно не первостепенная. Гораздо важным качеством фотокамеры является физический размер матрицы. Если вы упустили этот момент при покупке, взгляните в прилагаемую к устройству инструкцию. Размер матрицы обозначается в виде дроби и измеряется дюймах, например 1/2,5” и т.д. Мы обойдём стороной откуда взялось дробное обозначение и измерение в дюймах, а лишь приведём таблицу с размерами самых распространённых матриц:
Тип | Диагональ (мм) | Длина (мм) | Ширина (мм) | Площадь (мм²) |
---|---|---|---|---|
Пленка (35 мм) | 43.300 | 36.000 | 24.000 | 864.000 |
Зеркальная камера формата «APS-C» (Canon или Nikon) | 26.681, 28.401 | 22.200, 23.600 | 14.800, 15.800 | 328.560, 372.880 |
Зеркальная камера формата 4/3» (Olympus) | 22.500 | 18.000 | 13.500 | 243.000 |
Компактная камера 1/7" | 9.500 | 7.600 | 5.700 | 43.320 |
Компактная камера 1/8" | 8.933 | 7.176 | 5.319 | 38.169 |
Компактная камера 1/2,3" | 7.700 | 6.160 | 4.620 | 28.459 |
Компактная камера 1/2,5" | 7.182 | 5.760 | 4.290 | 24.710 |
Согласно таблице видно, что матрицы компактных камер как минимум в 5-6 раз меньше, чем у зеркальных камер, и в 20 раз меньше по сравнению с кадром фотоплёнки. Так почему же так важен размер матрицы?
Прежде всего рассмотрим строение матрицы.
Матрица представляет собой множество мельчайших детекторов света, которые преобразовывают попадающий на них свет в электрический импульс. Эти детекторы также называются пикселями. Как правило, в технических характеристиках фотоаппарата указывается разрешение фотографии выдаваемое этим устройством, например 3872х2592. Эти числа указывают количество пикселей длинной и короткой сторон матрицы и если их перемножить, то получим разрешение данной цифровой матрицы — 10 мегапикселей.
Для того чтобы матрица могла видеть цвета, на её пиксели наносятся цветофильтры. Как мы знаем, практически любой цвет можно получить путём смешивания трёх основных цветов — красного, зелёного и синего. Поэтому, для соответствия пикселю определённому цвету, на него наносится фильтр соответствующего цвета, при этом фильтр будет пропускать фотоны света только конкретной длины. Световые волны другого цвета и длины к пикселю не пропускаются. В свою очередь на цветофильтр устанавливается микролинза, что делает пиксель похожим на бутерброд сложной конструкции, словно «нарезанный» из детектора света, цветофильтра и микролинзы.
Хорошо, но за счёт чего размер пикселя влияет на качество снимка? Ответ простой — чем меньшей площадью обладает пиксель, тем меньше света он захватывает и тем слабее будет электрический сигнал, из которого вследствии и складывается изображение. Особенно сильно влияет это на шумы, цветопередачу и динамический диапазон.
Пропорционально уменьшению размера пикселя, увеличивается шум, и именно поэтому у цифровых «зеркалок» изображение наименее шумное, а значит, более качественное. Для справедливости отметим что в создании шумов порой бывает виноват и выбранный режим чувствительности, но это тема отдельной статьи.
Матрицы большего размера выдают изображения с более реалистичной цветопередачей, особенно это заметно на участках снимков с человеческой кожей. Тогда как на камерах с небольшими матрицами, цвета в теневых участках пропадают.
Динамический диапазон — это свойство матрицы передавать с одинаковым качеством детальное изображение как светлых участков, так и затенённых. Проверить свою камеру на динамические возможности можно, например, сделав кадр с объектами находящимися под открытым солнцем и находящимися в тени. При этом фотоаппарат, может настроиться на ярко освещённый участок кадра, который в результате обилия фотонов получится хорошо проработанным, тогда как от объектов в тени на матрицу попадёт гораздо меньше фотонов и они могут получиться не очень чёткими, если вообще не размытыми. И чем меньше будут размеры пикселей вашей фотокамеры, тем меньше они смогут уловить свет, и тем больше усугубится вышеописанная ситуация.
Если же вы настроите свой фотоаппарат по предметам находящимся в тени, то от ярко освещённых объектов будет приходить избыток фотонов, что сделает часть снимка испорченным из-за возникшего эффекта пересвечивания.
Поэтому, чем шире будет динамический диапазон, тем лучшим качеством будут обладать ваши фотографии. При этом между величиной пикселя и шириной динамического диапазона существует прямая взаимосвязь: чем больше пиксель, тем больше он примет фотонов из тени, и раньше, чем соседний пиксель собирающий фотоны от освещённых предметов начнёт «пересвечиваться».
Отсюда вроде как напрашивается парадоксальный вывод, что чем больше у фотоаппарата мегапикселей, тем будет хуже. Не совсем так. Конечно, нельзя до бесконечности увеличивать их количество, при этом не увеличивая матрицу. Современная 12-мегапиксельная «мыльница» с матрицей 1/2,5” — это уже предел.
Проблема «гонки мегапикселей» определённо актуальна. Если у вашего фотоаппарата много мегапикселей — снимки архитектуры, природы или отдыха при благоприятной погоде однозначно будут получаться, даже если размер матрицы «не ахти». Но в условиях с недостаточной освещённостью, например в помещениях, больше подойдёт камера с большим размером матрицы.
Поэтому непосредственно перед покупкой задайтесь вопросом, какой жанр фотосъёмки для вас более предпочтительный. Ведь не стоит переплачивать за ненужные мегапиксели.
Хорошая статья для тех, кто хочет понять, что такое мегапиксели.. ))
Вопрос посложнее.
Фирма Фуджифильм много экспериментировала с матрицами для получения широкого динамического диапазона. В результате появились матрицы с набором высоко и низкочувствительных фотодатчиков в одном пикселе (камеры S5PRO и S100FS) и дальнейшее развитие в линейке EXR камер.
По размеру матрицы - для получения хорошей проработки деталей минимальный размер 1/1,5» - 1/1,63» с 11-12 МП…..
ФуджиФильм также имеет опыт «реболдинга» камер, когда на одном объективе выпускаются камеры с разными размерами матриц.
Первая пара - S100FS с матрицей 1/1,5» и S200EXR c с матрицей 1/1,63». Последняя камера приятно удивиляет постоянством высокого разрешения по всему полю кадра, и корректной работой EXR-AUTO режима.
Вторая пара - HS10 & HS20-25-30-35EXR….. На объектив, рассчитанный на работу с матрицей 1/2,33» у 10-й модели поставили на 20-25-30-35 камеры чуть большую матрицу 1/2» и получили мыло на углах, дисторсию и хром….
Так что не так всЁ просто в этом мире….