Гиперфокальное расстояние: что к чему
Автор давненько порывался расставить для себя все точки над «i» по поводу понятия гиперфокального расстояния. Я конечно, осознавал принципы этого термина, но на практике с гиперфокальным расстоянием ещё не имел дела. Тем не менее, момент познания наступил, и в целях разобраться основательно, сам того не хотя, залез в самые основы фотографии, а именно в описание свойств геометрической оптики. Но мы попытаемся обойтись без утомительных теоретических описаний с математическими формулами, поэтому начнём с главного – трактования термина «гиперфокальное расстояние».
Гиперфокальное расстояние подразумевает собой определённое расстояние, на которое необходимо сфокусировать фотообъектив, делая это так, чтобы самая задняя «кромка» ГРИП установилась на беконечности, а передняя граница стала равной половине гиперфокального расстояния. Сложно? Тогда посмотрим на следующую схематическую иллюстрацию:
Согласно ей, линза объектива фокусируется на точке, которая находится в 66 см от фотокамеры, при этом всё, что расположено на расстоянии 33 см и далее до бесконечности, получило наилучшую резкость (резкость обозначается как кружок нерезкости).
Образно говоря всё то, что находится не в области фокусировки, т.е. в 66 см от фотокамеры имеет нечёткие очертания, поскольку картинку формирует не точка, а пятно. Но, до наступления определённого момента человек воспринимает эту картинку чётко и хорошо сфокусированной.
Количественное размытие можно оценить лишь через размер окружности нерезкости, зависящий от размера изображения и даистанции, с которой мы смотрим. Например, если вы готовите снимок для печати в формате 10х15 см, кружок нерезкости должен быть большего размера, чем для печати фотографии форматом 30х40 см (но только в том случае, если обе картинки мы рассматриваем с одного расстояния).
На кружок нерезкости также влияет и размер самого сенсора фотокамеры. Так, полноформатная камера должна иметь диаметр кружка порядка 0,03 мм, матрица кропного формата (4/3) кружок нерезкости может иметь чуть меньший вид – 0,015 мм, в том случае если мы хотим распечатать фотографию одного размера.
Вы спросите, так где здесь практическое применение вышеупомянутых сведений о гиперфокальном расстоянии? Наступила очередь и до этапа эмпирических исследований. Я обычно поступаю следующим образом…
В первую очередь рассчитываю ГРИП с помощью калькулятора фотокамеры, а для этого устанавливаю такие параметры ( как это выглядит на камере Olympus Е510):
- Camera, film format, or circle of confusion
- Фокусное расстояние 14 мм, указываю значение не ЭФР, а фокусного объектива.
- Диафрагме выставляю значение 5,6
- Расстояние фокусирования – 2 метра, но вообще-то, для вычисления гиперфокального расстояния это не не столь важно.
В результате, мы имеем глубину резко изображаемого пространства начинающуся с 1,08 м и заканчивающуюся на 14,30 м, при этом гиперфокальная дистанция имеет значение порядка 2,32 м.
То есть, я вручную навожу резкость на объект расположенный на расстоянии 2,32 м, при этом устанавливаю значение диафрагмы 5.6, фотографирую пейзажные виды, но выбираю компоновку кадра такую, чтобы объёкты находящиеся на переднем плане были на расстоянии от меня не меньше 1,16 м (2,32 м делённые на пополам).
Фокусное расстояние при этом у меня минимальное – 14 мм, поскольку чем больше вы его будете увеличивать, пропорционально увеличится и гиперфокальное расстояние.
В результате, вы сможете снимать пейзажные фотографии с передним планом даже с максимально открытой диафрагмой, не зажимая отверстие до f/14. Одновременно с этим, открытая диафрагма позволит вам устанавливать более короткую выдержку, а это очень полезно если вы вооружили оптику поляризационным фильтром, или если погода слишком ветреная..
Прекрасно представляя, что такое ГФР, как оно расчитывается и ее прикладное значение, из статьи ничего не понял.
Я ничего не поняла…какой-то кружок нерезкости…и вообще… наверное, это не для средних умов :-(
ВСЕ ПОНЯЛ ЧЕТКО