Любительский портрет в домашних условиях

Непрофессиональная съёмка в помещении —

наверняка один из самых распространённых видов фотографирования, поскольку большей частью мы живём на работе или дома, в кабинетах или уютных домашних стенах, где и происходят различные моменты, которые мы периодически и снимаем на фотокамеру.

В нашей статье мы узнаем как научиться делать эффективные съёмки дома, и возможно даже лучше чем в фотолаборатории.

Итак, если вы решили фотографировать человека, например пришедшего к вам в гости, домашняя обстановка послужит для него некоторым расслаюляющим средством, которое поможет ему отбросить личину официоза и стать просто фотогеничным и обоятельным.

Секрет домашних портретов кроется в том, что в нём нет никаких секретов. В кадре должен быть простой, незатейливый фон, что то вроде дивана у окна, без всякой дополнительной подсветки дорогими студийными лампами.

Желательно, чтобы диван имел монотонную, с мелким рисунком текстуру ткани, тем самым он не будет отвлекать внимание от основного объекта съёмки (рис.1).

Рис.1: Свет из окна создаст отличную основу для домашнего портрета

Может быть и так, что дневной свет будет слишком тусклый и его окажется недостаточно для полноценного освещения портретируемого человека. Ниже мы остановимся на различных вариантах решения проблемы слабого освещения.

Вспышка

Первый вариант, который приходит на ум — вспышка, например встроенная в камеру. Увы, но у этого варианта есть основной недостаток — появление «красных» глаз у человека, хотя справедливости ради отметим, что благодаря дневному свету льющемуся из окна, зрачки будут сужены, поэтому «красные» глаза проявятся слабее.

Также, особенностью вспышки является то, что она представляет собой источник узконаправленного света, тогда как для портретной съёмки лучше всего подходит мягкий и рассеянный свет. Сравним обе части рисунка 2. Последний снимок был снят с использованием внешней вспышки, импульс которой отразился от задней стены: лицо освещено более плавно, и эффект «красных» глаз практически не проявился. Единственным недостатком такого метода можно считать резкую тень позади объекта, которая появилась в результате того, что свет вспышки оказался сильнее чем общее освещение.

Рис.2: Встроенная вспышка создаёт неравномерное освещение (слева). Эта проблема решается с помощью дополнительной внешней вспышки, хоть в результате может появиться и большая резкая тень за головой объекта (справа).

Смягчить тени можно так: разместите перед внешней вспышкой кусок полупрозрачной белой бумаги или пластика, что позволит получить более рассеянный и мягкий свет. Только не забудьте заодно увеличить выдержку, поскольку количество света попадающего на объект уменьшится. Прибегать к использованию бумаги возможно вам и не придётся, если ваша вспышка позволяет регулировать мощность импульса.

Экспокоррекция

Иногда, количества света будет вполне достаточно и от рядом расположенного окна. Получить хорошую экпозицию без применения вспышки можно с помощью экспокоррекции (EV compensation). Изменяя экспочисло в положительную сторону, вы получите более светлое изображение, и наоборот. На рисунке 3 вы видите снимок, полученный без применения вспышки и без коррекции экспозиции (EV 0,0), тогда как следующий снимок откорректирован с шагом + 0,7.

Рис.3: Снимки созданы без включенной вспышки с коррекцией экспозиции 0,0 (слева) и + 0,7 (справа). Чрезмерно увлекаться коррекцией экспозиции не стоит, поскольку изначально светлые области кадра могут сильно забелиться, что мы и видим на рисунке 3: рука и часть лица со стороны окна стали абсолютно белыми.

В качестве компромисного решения, профессионалы предлагают такой вариант: при портретной съёмке, как правило, диафрагма открыта полностью. В ответ на ваше увеличение экспозиционного значения фотокамера увеличивает выдержку, поэтому желательно использовать штатив, чтобы не получить размытый снимок, случайно двинув камерой в то время когда затвор ещё открыт.

Итак, наши выводы: вспышка хоть и решает проблемы с освещением, но и обладает некоторыми побочными качествами («красные» глаза, резкие тени и т.д.), тогда как коррекция экспозиции слишком осветляет общее поле кадра, засвечивая изначально светлые части объекта.

Избежать перечисленные проблемы можно несложным способом: подключите к съёмочному процессу отражатель, будь то специальный, купленный в фотосалоне, или же в виде импровизации из куска белой бумаги. Подставьте его так, чтобы свет из окна или вспышки отражался на затенённой части лица или тела (рис.4). Если его некому держать, тогда пусть вам поможет окружающая обстановка, например закрепите отражатель на стуле.

Рис.4: Отражатель позволяет обойтись без коррекции экспозиции и вспышки

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий