Фотозонт для репортажного портрета

Импульсные источники света с успехом используются в студиях для создания художественных портретов. Конечно же, в комплексе с зонтами или софт-боксами, рассеивающими поток света, а также штативами, на которые закрепляются эти самые источники света на определённом расстоянии от камеры.

Но это в студийных условиях, а как же быть, например, когда требуется произвести репортажную съёмку, ведь перспектива заниматься транспортировкой и настройкой штатива, многих приводит в уныние. Но как сказал кто-то из гениальных: :«Не так страшен Бонч как его Бруевич». Попытка — не пытка, так что давайте посмотрим что можно придумать.

В первую очередь нам потребуется изготовить белый фотозонт. Конечно у нас не вызывают сомнения отражательные и рассеивающие характеристики фирменного зонта, который можно приобрести в специализированном фото-магазине.

Но увы и ах, оказывается зонтов в два сложения в продаже не, а длина имеющихся в наличии, больше габаритов любого кофра.

Учитывая присущую русской душе возможность сэкономить кровные, я не сильно переживал по этому поводу, поэтому было принято решение пойти другим путём.

Я взял старый, пришедший в негодность зонт от дождя, вспорол с него ткань, сделал выкройку, после чего побежал в магазан туристического снаряжения, где приобрёл 0,5 метра толстого белого капрона. На следующем этапе, капрону были приданы необходимые размеры, после чего сшит и прикреплён к спицам. Рукоятка зонта была безжалостно отпилена ножовкой по металлу. Наш импровизированный фотозонт готов. Материальные затраты 50—100 рублей, плюс проколотый иголкой мизинец.

Теперь нужно подумать о способе крепления вспышки к зонту и о том, как приводить её в действие.

Владельцам отечественных фотоаппаратов можно позавидовать, поскольку башмак в гнездо «Зенита» или «Практика», а также удлинительный провод стоят недорого, ну а счастливым владельцам заморских Никонов и Кэнонов придётся потратиться, например, стоимость специального шнура может достигать 100 долларов. Но есть и альтернатива. Можно использовать светосинхронизатор, цена которого колеблется в пределах 10-15$, правда, при этом отсутствует возможность TTL-управления вспышкой.

Имеющийся у меня светосинхронизатор предусматривает также и возможность крепежа фотозонта, что избавляет меня от необходимости ломать голову о каком-нибудь нестандартном варианте крепления.

Дальше наступила очередь формирования экспозиционных параметров.

Я установил фотозонт в двух метрах от модели и произвёл несколько пробных снимков, с различной диафрагмой при 200 единицах чувствительности. Если вы снимаете на плёнку, то при похожих значениях наилучшая плотность негатива достигается с диафрагмой 6,7. Это значит, что ведущее число нашей импровизированной системы «вспышка/зонт» равняется примерно 7 (ведущее число самой вспышки 32).

Это позволяет нам устанавливать необходимую диафрагму в зависимости от дистанции до объекта съёмка. Ведущее число 7 мы делим на расстояние в метрах и в результате получаем нужную диафрагму для чувствительности 100 единиц. Что интересно, ведущее число получилось таким же, как в процессе работы вспышки на просвет зонта, так и на отражение.

Первое испытание своего уникального комплекса «вспышка/зонт» я решил провести в жёстких условиях подиумных показов модной одежды. Кроме меня, на показе присутствовали ещё несколько фотокорреспондентов, не так уж и много, но количество мата адресованного мне было настолько велико, что я сделал свой первый вывод: использование фотозонта оптимально в том случае, если вы являетесь единственным фотографом мероприятия.

Сумев попасть в гримёрку к Гребенщикову, я сделал его портрет, держа в вытянутой левой руке свою зонтичную конструкцию, а в правой фотокамеру. Для активации светосинхронизатора зонта я использовал имеющуюся на камере вспышку направленную в потолок. Экспокоррекция - 1,5. Судя по реакции Б.Г на мои приготовления, мэтр подобное видел в первый раз.

Такая же схема была применена мною при съёмке Барковского, артиста Молодежного театра. В этом случае экспокоррекция на вспышке не устнавливалась, поэтому помещение хорошо осветилось.

Для этого снимка была использована аналогичная схема. Вы наверняка заметили полное отсутствие теней, присущих для съёмки с вспышкой, в то же время удалось сохранить пластику лица. На фото киноактёр Мозговой.

При создании этой фотографии было выбрано значение экспокоррекции – 1. Даже если модель расположена вплотную к стене, тень от зонта не портит портрет, оставаясь в достаточной мере художественной. На фото певица Таисия Калинченко.

При горизонтально скомпонованном кадре, свет от главной вспышки уходит в сторону и не подсвечивает модель, но при этом выполняет функцию «поджига» фотозонта.

Выводы:

  • Комплекс «фотозонт/светосинхронизатор» не только можно, но и нужно использовать в некоторых видах репортажной съёмки.
  • Самые лучшие результаты получаются для репортажного портрета
  • Регулируя экспокоррекцию основной вспышки, мы можем управлять заднеплановым освещением и глубиной теней, появляющихся на снимаемом объекте от фотозонта.
  • При использовании вместо светосинхронизатора специального шнура, на порядок увеличивается оперативность съёмки, но при этом вы теряете на деньгах.

По материалам: В. Мишаков, фотокорреспондент газеты «МК в Питере»

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Комментарии

  • Виталий Хмара @Artbob • 25 декабря, 21:36, 2009

    Очень понравилась статья. Но на мой взгляд ходить с фотозонтом это не совсем удобно. Я занимаюсь фоторепортажем в ночных клубах и основная проблема в фотосъемке это свет. В клубах он ни какой. Часто нехватает того света что отражается от потолка, если направить вспышку вверх. По этому я соорудил небольшой софтбокс который надевается на вспышку. Сам софтбокс изготовлен из картона. И размер рассеивающей поверхности лист А4. Поначалу фотографировал со вспышкой не снимая её с камеры. Но потом приобрел синхрокабель и снимал держа вспышку в другой руке. Эффект студийного освещения простейшей схемы. И затраты были всего лишь на синхрокабель и немного клея для так называемого софтбокса. Материал весь подручный.

  • Константин Мелентьев @BlackCat • 27 декабря, 04:09, 2009

    Ага, я тоже иногда фотографирую в клубах. Боковой свет очень интересный, можно контролировать световой рисунок, намного интереснее получаются фотографии

  • Гость • 15 января, 13:46, 2011

    Хотелось бы посмотреть саму конструкцию. Лучше 1 раз увидеть…

Ваш комментарий