Фильтр Solarize
Термин «соляризация» родом из латинского Solaris, то бишь «солнечный». В фотографии, под соляризацией подразумевается превращение изображения в негативе в позитив, например когда фотопластинка или плёнка выносится на короткое мгновение под солнечный свет, что приводит к «вымыванию» тёмных областей. В среде Photoshop также предусмотрен цифровой аналог соляризации имитирующий данный процесс.
Прежде чем более подробно рассказать о фильтре Solarize немного информации о том что представляла из себя соляризация изначально. Один из увлечённых соляризацией фотографов, чешский специалист В. Сиручек так рассказывает о методике…
Фотограф брал негативы размером 6х6 см и увеличивал на диапозитивы форматом 13х18 см. Далее, диапозитив освещался с минимальной выдержкой, чтобы добиться увеличения времени проявки. В результате картинка избавлялась от полутонов и образовывались белые тени.
Затем, энтузиаст подвергал диапозитив 4-секундному прямому свету от 60 Вт лампы и снова долго проявлял в контрастном проявителе. Как видите, процесс изготовления соляризационного отпечатка очень трудоёмкий.
С наступлением эры цифры, подготовка значительно упростилась при этом всё бремя инвертирования картинки в противоположные значения взвалил на себя программный модуль графического редактора. Принцип действия фильтра Solarize тот же что и у Invert, но в случае с первым у пользователя есть возможность контролировать силу эффекта что и отражается на результате.
В специализированных источниках указывается, что лучший результат можно получить подвергая соляризации цветные изображения, но практический опыт подтверждает обратное – проявление соляризации лучше всего подходит для изображений с серыми градациями, при этом не важна первоочерёдность того, когда нужно перевести картинку в серые тона, до соляризации или же по факту.
Как автор статьи я проэкспериментировал с соляризацией в портретном и ландшафтном жанрах, поэтому хочу отчитаться перед читателями в полученных результатах (иллюстрации созданы в системе PHOTO-PAINT):
А теперь переведем эту картинку в серую гамму (Mode Grey Scale), после чего активируем фильтр Solarize:
Хорошо заметно, что после соляризации, на теле девушки проявились блики, создающие впечатление рельефной мускулатуры – девушка как бы стала «бронзовой». Именно из-за этих дополнительных бликов фотография стала такой рельефной, хотя если опытным взглядом присмотреться к левой руке, то мы увидим что за счёт расширения динамического диапазона проявился эффект постеризации, однотонные фрагменты напоминающие квадратики. Девушка была сфотографирована в контровом освещении, поэтому вокруг волос и рук виден ореол.
Уже после соляризации, ореол перерос в негатив и стал напоминать тень, падающую на стену от головы девушки.
Также, при ближайшем рассмотрении исходника и пост-обработанной фильтром фотографии, легко обнаруживаются блики в теневых зонах – щёках, плечах и волосах.
А теперь обратимся к пейзажному жанру, в котором соляризация также интересно проявляет свои качества. Изначально спокойные, наполненные спокойствием и ощущением вечности пейзажи на цветных фотоснимках, после обработки соляризацией полностью преображаются. Ландшафт как бы заряжается энергетикой, создавая впечатление что вот-вот должно произойти какое-то событие. Нижнее фото демонстрирует нам озеро:
Зритель чувствует солнце, свежий порывистый ветер который гонит облака, но давайте применим наш фильтр и не просто так, а более тонко, в комплексе с маской, чтобы выделить верхнюю, небесную часть изображения. Небо мы обработаем фильтром Emboss, а нижнюю часть с гладью воды – фильтром Solarize.
Соляризация наделила ландшафт жёсткостью, возникает чувство холода и безжизненности.