Ночная съёмка
Ночная фотосьёмка — это увлекательнейшее занятие, которое предоставит возможность фотографу посмотреть на мир сквозь призму красивых оптических эффектов и оригинальных творческих трактовок.
Искусственное освещение, по своей сути, узконаправленное и многоцветное явление, с которым непросто работать, но результаты непременно обрадуют автора. Увеличением выдержки можно воспроизвести отблески фар и несущихся поездов, причём так, чтобы их присутствие едва угадывалось. С «медленной» вспышкой можно подчеркнуть близкорасположенные объекты, обеспечивая мягкую силу рассеяного света. Таким методом можно контролировать взаимосвязь сияния города и неба позднего вечера, раскрашенного в индиго.
Наличие в арсенале штатива — это конечно приветствуется, но главное, чем вы должны обладать, это: терпением, наблюдательностью и практикой. Расчёт экспозиции в темноте — занятие непростое, поскольку не все экспонометры чувствительны к темноте, да и те могут ошибиться под влиянием контрастных несбалансированных источников.
Больше экспериментируйте, и тогда вам будут доступны необычные эффекты, которые, как правило, неосуществимы в светлое время суток. Многие продвинутые камеры могут регулировать силу вспышки, поэтому не нужно бояться избыточной освещённости. Одним из самых «тёмных» способов является уменьшение экспозиции через экспокоррекцию.
В обычном режиме медленной синхронизации затвор остаётся открытым после срабатывания вспышки. При этом могут возникнуть трудности с перемещающимися объектами. Например, чёткие контуры автомобиля будут замыкать вереницу размытых призрачных изображений. В этом случае нужно будет изучить документацию в поисках альтернативного режима, когда вспышка активируется в конце экспозиционного интервала.
Официально, этот режим называется «синхронизацией по второй шторке». Фотографии получаются даже более реалистическими, поскольку объект фиксируется в конечной фазе движения, а не в начальной.
Нужно помнить, что вспышка может уничтожить всё очарование ночи, если вы не установите режим медленной синхронизации. Балансируя вспышкой и фоновым освещением, вы сможете получить чёткий и красочно иллюминированный объект.
Расчёт экспозиции
Как правильно вычислить подходящую экспозицию для ночного снимка? В принципе, можно выставить камеру в авторежим, сделать несколько кадров и изучить результат. Такой подход бывает достаточно информативным, но искуственная подсветка может привести к недоэкспонированию. Есть и альтернативные методы.
Компенсация
Проведите небольшой брекетинг (эксповилку). Потребность недоэкспонирования возникает не так часто, поэтому можно добавить к экспозиции 1-2 EV. Вариант брекетинга позволяет создать экспозиционную прикидку в границах величины компенсации.
ЖК-экран
Внимательно оцените полученный кадр на ЖК-экране камеры. Несмотря на то, что экран камеры не является эталоном, тем не менее вы получите ориентировочную информацию о том, насколько удачно выстрелила ваша эксповилка. В процессе просматривания учтите, что уровень освещения вокруг вас минимален. Поэтому воспроизводимый экраном кадр будет казаться более ярким чем на самом деле.
На точке
Подключите опцию точечного экспозамера, если таковая предусмотрена конструкцией вашей камеры. Установите крупный план характерной области и считайте значения. Сохраните измеренные параметры и сделайте контрольный кадр.
Ручные настройки
В этом случае перейдите на ручное управление, и, образно говоря, «погадайте на экспозиции». Напрасно считаете что это глупо, поскольку ночную картинку очень сложно переэкспонировать, поэтому попробуйте выставить f/5,6 (как пример), и установите выдержку в районе 1-10 секунд.
Классические ситуации
В ночной тишине можно увидеть много любопытного, поэтому берите с собой камеру, зная что вы загуляетесь дотемна.
«Горящие» здания можно получить при длинной выдержке, при этом все прохожие как бы «растворяются», а их маршрут передвижения превращается в едва заметный след.
Отличные кадры с размытым движением можно получить в луна-парках или на ярмарках. Круговороты огней карусели, море иллюминации… В этих случаях будет полезен точечный расчёт экспозиции, с ориентацией на специфические объекты.
Среди большого количества гуляющих довольно трудно установить штатив, поэтому как компромисное решение можно рассмотреть монопод. За неимением его, можно просто упереть камеру об стену или столб. Выберите максимальное значение ISO, полную диафрагму, и приготовьтесь снимать, контролируя появление вибраций.
Следы трафика — один из классических ночных сюжетов. Огни проезжающих машин сливаются в один разноцветный световой поток. В зависимости от скорости транспорта, требуется относительно большая выдержка. Для съёмки трафика выберите участок дороги с более-менее упорядоченным движением, желательно в час пик. Установите ручной режим и пробуйте комбинировать до тех пор, пока вы не «нащупаете» правильное соотношение выдержки и диафрагмы. Вся суть заключается в недоэкспонировании снимка, но с чёткими полосами света. Если автомобили передвигаются на большой скорости, то скорее всего, вам не понадобится экспозиция свыше 10-15 сек.
Если вы решили поснимать город в сумерках, то качество ваших снимков будет больше зависеть не от технических уловок, а от выбора наилучшего места и времени. Краски вечернего горизонта доступны лишь короткий промежуток времени, они мимолётны, поэтому вы должны заранее подыскать ближайшие планы солнца. В сценах этого сюжета лучше пренебречь компенсацией выдержки.
Поэтому уделите время, проведите брекетинг по экспозиции если предоставится такая возможность, и ночные виды непременно обрадуют и вас, и созерцателей ваших шедевров.