Как я фотографировал солнечное затмение
Хоть я и не являюсь астрономом, но новость о скором, полном солнечном затмении меня заинтересовала. Я тут же загорелся идеей заснять это редкое зрелище, при том что оно довольно действительно редкое – раз в 300-400 лет, при условии что вы не охотник за затмениями и не мотаетесь по миру за ними. В Москве, оно должно было произойти 1 августа 2008 года, то есть через день, а это значит что у меня было предостаточно времени на подготовку
Изучив много доступных в сети материалов посвящённых фотографированию полного затмения, практически везде, наравне с техническими подробностями подготовки, краеугольным камнем выпячена тема безопасности. Безопасности для глаз фотографа.
Итак, как обезопасить себя от губительного потока солнечного света? Уменьшить силу света можно с помощью фильтров или же путём просматривания проекции на экране. В Интернете встречаются рекомендации как изготовить специальные фильтры из материалов, включающие металлы. Также можно использовать засвеченную, проявленную ч/б фотоплёнку на серебре (но не на красителях), сложенную двумя слоями. А информация о том, что использовать в качестве защиты глаз скрещенные поляризационные фильтры категорически запрещается, своевременно обезопасила меня от неразумных действий.
Итак, нам потребуется фильтр, который будет в состоянии уменьшить поток солнечного излучения до безопасного уровня. В качестве безопасной величины, можно выбрать яркость дневного неба, правда и оно может вызвать неприятные ощущение в глазах. Если обозначить эту величину фотографическими параметрами, то данная экспозиция должна будет состоять из таких значений — ISO 100, f/4, 1/1500с.
Фотометрическая разница яркостей дневного Солнца и неба в это же время суток, если исходить из IV тома «Оптики» Общего курса физики Д.В. Сивухина – 5 порядков. Поэтому у нас должен быть фильтр имеющий аналогичную плотность, т.е. 5D. Это вполне по силам сложенной в 2 слоя обычной ч/б. засвеченной и проявленной плёнки.
Но для съёмки 5D не требуется вовсе, ведь мы же хотим заснять максимум деталей…
Для своего эксперимента я вооружился камерой Canon EOS 350D и объективом, с самым большим имеющимся у меня в распоряжении фокусным расстоянием – зеркально-линзовым МТО 8/500 (отечественный аналог «МС РУБИНАР- 8/500 МАКРО»), а также Canon EF 70-300 мм f/4-f/5,6 IS USM. Для этих объективов потребуются фильтры с большим диаметром, а для этого подойдёт только средне-форматная плёнка.
Мне повезло что в дверце холодильнике давно и без дела катались несколько просроченных роликов фотоплёнки Ilford, а в одном из шкафов стояли ёмкости с фиксажем и с остатками старого Родинала, которого при сильном разбавлении, вполне хватило для проявки засвеченной плёнки.
После проявки, я скомпоновал соответствующим образом плёнку с чёрным картоном и в конце концов у меня получились вот такие одно-, двух- и трёхслойные фильтры:
Съёмку я начал с плёночного фильтра установленного на объектив МТО 8/500. Следить за солнцем в промежутках между облаками через двухслойный фильтр было вполне удобно, тогда как на относительно несветосильный объектив мне пришлось установить однослойный фильтр, а выдержка при фотографировании через слабую облачность получилась совсем «длинной» — 1/200с — 1/1000с.
Правда, вскорости я пришёл к неутешительному выводу – чёткие снимки с использованием плёночного фильтра получить не удастся. Поэтому я решил оставить его лишь в качестве подспорья в наблюдательном процессе.
Следующая проба – скрещённые поляроиды, захваченные с собой на всякий случай. Я дополнил их инфракрасным фильтром (позже я понял что он не нужен, поскольку два скрещённых поляризатора с минимумом пропускания видимых лучей, хорошо пропускают ИК и наверняка УФ).
Поскольку наблюдать за солнцем через поляризационные фильтры было опасно, я вооружил объектив Canon EF 70-300 мм f/4-f/5,6 IS USM комплектом из трёх фильтров (два поляризатора + ИК), таким образом получилась комбинация, пропускающая минимум света. Фокусировка производилась вручную или автоматически по границе тени Луны на фоне диска светила. Изображение на снимках получилось более чётким, чем в случае с использованием плёночных фильтров.
Но фотографируя солнце в облачных просветах, этот довольно сложный фильтр с 6 поверхностями портил кадры некрасивыми бликами.
Блики являются серьёзной проблемой при фотографировании затмений, ведь чем сложнее будет ваш объектив, тем больше внутренних переотражений проявят себя в момент съёмки, а это чревато падением контрастов, появлению фантомных, нереальных изображений ярких объектов и т.д. Как правило с оптикой уже ничего не поделаешь, но тем не менее можно попробовать два метода избавления от бликов.
Первый способ предполагает использование яркого источника в центре кадра, тогда его отражения будут проецироваться прямо на него и не будут видны, либо наоборот – в углу кадра, чтобы позже отрезать блик.
Второй способ – маскировка источника света или намеренное понижение его яркости до такого уровня, при котором видимая яркость его бликов стала ниже фоновой яркости. Кроме этого, наличие области само по себе служит вспомогательным фактором снижающим контраст и уменьшающим проявления бликов. Остаётся лишь правильно настроить экспозицию, чтобы эти дефекты «растворились» в тени.
Теперь, готовые файлы с фотографиями затмения нужно будет обработать. При фотографировании с использованием плотного нейтрального фильтра или инфракрасного фильтра, картинка получается монохромной, поэтому для неё можно лишь использовать различные корректировки контраста и резкости, а также тонирование. Если съёмка велась через поляризаторы, то изображение получается разноцветным, при этом цветовые каналы серьёзно смещаются по отношению друг к другу по экспозиции. В итоге, работая с настройками цветовой температуры и экспозиции ещё в съёмочном процессе либо в графическом редакторе, можно получить кардинально отличающиеся конечные изображения.
Ещё один нюанс обработки – последовательное представление каждой фазы затмения. Увы, но из-за сильной облачности мне не удалось заснять первую половину затмения, но из того что всё же смог зафиксировать на камеру, я составил последовательный по времени фоторяд.
Кстати, тренироваться в создании последовательных фоторядов, можно снимая затмения Луны, которые встречаются гораздо чаще чем солнечные, видимые лишь в относительно узкой полосе Земли.
А это отдельные кадры, сделанные с помощью поляризационных фильтров:
По материалам: ixbt.com