Самодельная камера для ИК-фотосъёмки
Многие маститые фотографы с ностальгией вспоминают свои инфракрасные эксперименты на плёнку, при этом многие из них уверены что на данный момент, цифровая фотография не способна предложить нечто подобное.
Хотя, при ближайшем рассмотрении последовательности действий фотографа во время подготовки плёночных ИК-снимков, приходит понимание того, что этим могли заниматься только настоящие фанаты дела. Очень много времени уходило как на подготовку к съёмке, так и на выборочное ручное окрашивание (тонирование) деталей для улучшения выразительности.
Сопоставив время потраченное на «апгрейд» цифровой камеры и время, необходимое на подготовку к съёмкам плёночного аналога, я пришёл к выводу, что и цифровые технологии могут сделать инфракрасную фотографию доступной, по сопоставимым по сравнению с плёнкой затратам ресурсов и времени.
Для опыта мне понадобились цифровая мыльница и бывший в употреблении «Зенит», которые по цене будут даже дешевле чем постепенно становящиеся дорогой экзотикой химические реактивы, бачки и ИК-плёнка.
Canon EOS 50 оборудован не следящей за перфорацией зубчатой шестернёй, а инфракрасным датчиком, поэтому он не подходит для съёмки в инфракрасном диапзоне. Нужно ещё учитывать то, что не все объективы имеют разметку на шкале расстояний для инфракрасной съёмки, а это значит что дополнительно потребуется время на юстировку системы и нанесение обозначений на объектив.
С чего я начал? Поскольку размер матрицы SONY ICX252AQ очень маленький, всего 7 мм по его длинной стороне, чтобы сделать возможным получение горизонтального угла зрения в 50 градусов, я установил фишай-объектив «Пеленг». Так как используется лишь середина формируемого им кадра, дисторсия не сильно заметна, а получаемая от него картинка без применения коррекции схожа с 37мм объективом «Мир-1» установленным на «Зените».
Хоть мы и будем использовать этот объектив в качестве обычного, конструктивно – это всё тот же рыбий глаз и средства крепления фильтров на передней линзе в нём не предусмотрены.
Но очень кстати об этом позаботилась фирма Cokin, которая предлагает универсальное кольцо на трёх винтах, с помощью которого компендиум можно установить на обод любого объектива.
В результате получится довольно жёсткая система с приличной чувствительностью, поэтому можно будет обойтись без штатива. Я произвёл серию тестовых кадров, большую часть которых потом сшил в панорамы, чтобы выйти за пределы имеющегося в распоряжении у камеры 3-мегапиксельного качества.
С помощью фильтра Cokin P007 (89B) не прибегая к дополнительным ухищрениям, можно произвести выборочное окрашивание, отделив изображение в ИК-диапазоне от ярких областей видимого спектра, то есть если сделать кадр в чисто чёрно-белом виде, то картинка с этим фильтром будет идентична такому же изображению, но снятому на чисто инфракрасный фильтр, вроде «ИКС 1». Но если нужно будет рассматривать изображение как цветное, то чёрное небо станет тёмно-коричневым. Вообще, цвета здесь – вещь формальная, потому что большая часть изображения сформирована лучами, не видимыми человеческому глазу, поэтому находясь в графическом редакторе картинку можно инвертировать в один из имеющихся каналов Lab. В результате небо в кадре приобретёт холодный, голубоватый оттенок. Впрочем, я думаю, попытка придать правдоподобный цвет одному из элементов, при полной фантастичности других объектов лишь разбалансирует изображение, но, как говорится, тут дело вкуса…
Нижние кадры сделаны фильтрами «ИКС 1» и Р007. Чтобы получить выдержку в 1/125с, для первого кадра я открыл диафрагму на три ступени, что ухудшило резкость и сделало картинку преимущественно тёмной и чтобы избавиться от излишней темноты, мне пришлось увеличить яркость в графическом редакторе. А это, в свою очередь увеличило «шумность», против которого я задействовал фильтр подавления шумов GREYCstoration
Все последующие фотографии получены с помощью фильтра Cokin P007 (89B). Файлы записывались в формате JPEG с предварительно установленным по серой карте ББ. В итоге, я получил тональное разделение:
В окошке предпросмотра программы Krita хорошо различаются изменения изображения после преобразования в Lab и инвертирования в канал b:
Krita хороша тем, что можно визуально контролировать процесс корректировки изображения, а это значительно экономит время, правда аналогичную работу можно проделать и в GIMP.
Если каналы а и b подвергнуть инверсии, то получится такой результат:
А вот ещё один опыт с цветовой инверсией:
Парочка тонированных фотоснимков. В цифровой печати, в сравнении с ч/б фотографиями тонированные хороши тем, что неточности калибровки профиля принтера почти не различимы :)
Но возможен и классический подход в представлении результатов:
По материалам: ixbt.com