Фотографируем дым

Дым, я так думаю, это второй по популярности объект после волн, который привлекает к себе творческих фотографов. При правильно установленном свете, дымовые завитки очень заманчиво выглядят, а когда он стремительно поднимается вверх, его струящиеся плавные изгибы чем-то напоминают водные струи, или даже изгибы женского тела, что служит лишь ещё одним стимулом для творчества.

В принципе, сфотографировать дым в условиях студии не займёт особого труда, просто нужно следовать некоторым правилам. Выделим из них два важнейших:

  • Фон должен быть установлен достаточно далеко от источника дыма, чтобы он не отвлекал собою, будучи в зоне фокуса, при этом желательно чтобы он был чёрного цвета, поскольку дым в большинстве случаев имеет белый цвет.
  • Освещение размещайте чётко сбоку, при этом излучаемый свет обязан быть направленным и «жёстким». Естественно, установите источник света так, чтобы он освещал только дым, но никак не касался фона, иначе у вас сформируется «паразитный свет», который лишь будет добавлять головной боли в процессе пост-обработки в графическом редакторе, ведь дым лишь кажется белым, его разница с задним фоном незначительна, поэтому его однозначно придётся «вытягивать» в Фотошопе.

Для съёмки вам потребуется:

  • фотокамера.
  • Объектив, способный фокусироваться на небольшие расстояния, не более 50 см. Можно попробовать макро, но необходимость его использования всё же не очевидна.
  • Вспышка с зумированием или же стандартная, ведомая вспышка.
  • Листок бумаги, которым нужно будет закрыть фон от света вспышки.
  • Ароматические палочки, желательно комплект. На съёмку длительностью 1 час уйдёт не менее пары штук, правда мне было достаточно 20 минут и всего одной палочки.
  • Зажигалка.
  • Прищепка, которой вы прикрепите палочку к стойке.
  • Штатив.
  • В качестве фона подойдёт кусок чёрной ткани, не менее 1х1 метра. Больше не нужно, поскольку объект съёмки не велик.

Кроме этого у меня были две фото стойки, на одну из них я прикрепил ароматическую палочку, а на вторую – фотозонт с ведомой вспышкой. Позже, я заменил ведомую вспышку на обычную, чтобы увидеть разницу, но как оказалось напрасно — разницы не было. Держателем я выбрал домашний стул и прищепку. Всю эту конструкцию можно запросто соорудить на кухне небольшой площади.

В процессе съёмки, придерживайтесь таких правил:

Не бойтесь устанавливать жёсткий, прямой свет, даже под прямым углом к оптической оси объектива, но проследите чтобы он не освещал фон.

Фон должен быть в два-три раза дальше чем расстояние между источником дыма и фотокамерой, наиболее подходящий цвет, как правило – чёрный. Диафрагма – портретная, вполне хватит 5.6 если у вас хороший, светосильный объектив, в случае использования моей Sigma лучшим оказалось значение 7.1 – дым вышел чётким, а фон размылся.

Ковыряясь в фотоаппаратных опциях, установите RAW, а затем открывайте с настройками незначительной контрастности и средней насыщенностью, можно 16-битной. Также, можно установить формат файла JPEG с такими же настройками, но баланс белого выставьте сами, по вспышке или белому листу.

Делайте побольше дублей, даже в режиме мультисъёмки, при этом следите чтобы вспышка успевала подзаряжаться.

Контролируйте свет, чтобы он ненароком не осветил фон.

Без сквозняка дым однообразен, поэтому периодически придавайте ему побольше «динамики» с помощью обмахивания картоном или же просто дуйте на него.

Это ещё не всё. Полученные фотографии, кроме того что они низкоконтрастные, имеют ещё несколько ключевых недостатков – спектр имеющихся цветов довольно беден и в основном сосредоточен в градациях серого, а это всё синий канал (вспышка наделяет дым голубоватым оттенком). По гистограмме эта картина поясняется пиком, расположенным слева, при том что вся остальная часть гистограммы имеет нулевое значение. Так что вам придётся усиливать контрастность, ориентируясь по этому пику, чтобы хоть как-то разнообразить цветовую гамму дыма.

В процессе корректировки:

Каждое фото рассматриваейте в разрезе каналов и выбирайте из них самое контрастное изображение, например, у меня это был синий канал. Далее, сохраняйте его как альфа-канал в другом файле (щёлчок мышью, не отпуская CTRL+Select>Save selection).

Конвертируйте файл в вид Grayscale, а после — в Lab.

Сужаейте диапазон с помощью уровней или кривых, но не используйте пипетку до тех пор, пока не получите удовлетворяющую вас яркость. Если при этом фон будет сильно высвечиваться – не страшно, его всегда можно замазать.

Далее создайте искусственный фон, залейте его чёрным, а затем, посредством Blending options выключте из чёрного фона светлые участки, имеющие отношение к дыму. Напоследок — смело объединяйте слои.

Создайте копию Background и перетащите его наверх. Определите режим наложения Color, подберите для него подходящий градиент, которым залейте в режиме Color.

Активируйте к нему маску, в которую заранее продублирован канал Lightness слоя Background через меню Image>Apply image, затем откорректируйте эту маску, только выделение рекомендую сохранить в виде невидимого слоя, авось пригодится…

Если маска вас устраивает, примените её, при этом на прозрачном фоне проявится дым в различных цветовых вариациях. Откорректируйте насыщенность и контраст.

Не бойтесь экспериментировать и не слишком буквально следуйте моим предписаниям. Например, не менее интересные эффекты можно получить с применением Gradient map, Emboss и других фильтров Photoshop. Удачи!

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий