Фудстилизм: еда в кадре

Фудстилизм – ещё довольно молодое направление фотографии, обязанное своим появлением динамичному развитию гипермаркетов, полуфабрикатов и современных видов упаковки. Нельзя умалять и вклад рекламы, как средства эстетичной подачи продуктов питания потребителю.

Сразу развеем основной миф про фудстилизм: вопреки злопыхательскому мнению, в фудстилизме применяются большей частью натуральные продукты питания, а слухи о широко использующихся веществах не имеющих никакого отношения к пище – клее ПВА, лаках и прочих продуктах химии, стоит принимать только в разрезе того, что для достижения максимального эффекта фудстилист не остановится ни перед чем.

Например, вместо шарика натурального мороженного, с целью достижения идеальной формы и консистенции, используются специальные гели. Но это скорее исключение из правил.

© Наталья Горбунова и Игорь Коротеев

В моей практике, за те пять лет что я отдал фотосьёмке пищи, ненатуральные компоненты применялись всего три раза. Первый раз это был искусственный лёд, ведь настоящий лёд в объективе выглядит не ахти как, да и под светом софитов довольно быстро тает. Второй раз, кроме льда использовался искусственный снег и иней, а вот для съёмки шницеля, пришлось прибегнуть к советскому «термоядерному» средству – лаку для волос, поскольку настоящее масло быстро впитывалось в панирову, и отказывалось украшать шницель свежестью и аппетитными бликами. Позже, я пришёл к выводу что с этим вполне хорошо справляется карамелизированный сахар.

© Наталья Горбунова и Игорь Коротеев

© Наталья Горбунова и Игорь Коротеев

Но кулинария всё равно обладает тысячью способами, позволяющими придать пищевому продукту необходимую форму, строение, цвет и внешний вид. Например, молоко доведённое до 60 градусов даёт прекрасную пену на зависть лучшим сортам пива, или соус, приготовленный по классической рецептуре – прекрасен и без дополнительного украшения, обычное сливочное масло поможет создать изумительную поджаристую корочку, а у хорошо сваренного кофе заманчивая пенка появляется без посторонней помощи.

Но существуют конечно и нюансы приготовления пищи «под объектив»: мясо всегда недожаривают/недоваривают, бульон делается обезжиренным (живописные пятнышки жира создаются вручную), хотя для съёмки супов главное – освещение.

Основными инструментами, которыми орудует фудстилист, являются пульверизатор, кисточка для масла, пинцет и мастихин.

© Наталья Горбунова и Игорь Коротеев

Настройка освещения

Фотографировать пищевые продукты лучше в паре, например за мной закреплена техническая сторона съёмки, а построением сюжета и наделением продуктов необходимой «аппетитности» занимается моя ассистентка Наталья Горбунова.

Обычно, продукты покрыты прозрачной плёнкой влаги, капельками жира и масла, попадаются прозрачные и полупрозрачные кусочки. Конечно, универсального построения света в фудстилизме не существет, поэтому лобовое, и частично боковое освещение не всегда подходят для максимальной выразительности кадра.

Но существуют некоторые основополагающие принципы, которые следует учитывать в процессе настройки света, например свет для посуды из металла и стекла должен подчёркивать сложные фактуры этих предметов – изгибы краёв, обрамление из узоров, рисунок и т. д. И за своеобразной помощью можно обратиться к картинам средневековых натюрмортов знаменитых живописцев, в которых прослеживается основная часть всех видов освещения, применяемых в современной «светописи».

Главное требование к освещению – его внятный замысел. Правильно поставленный свет различается невооружённым взглядом и часто он не требует дополнительной корректировки, а вот если вам попутно приходится заниматься его «подгонкой», то это служит первым сигналом того, что световую схему нужно кардинально менять.

© Наталья Горбунова и Игорь Коротеев

Но покрытый разнообразными корочками и бликами кулинарный шедевр понять гораздо труднее, чем ту стеклянную посуду, в которую он помещён. Любое стекло – это прежде всего линза, хоть и неправильной формы, через которое угадываются очертания задней полусферы и фона. Поэтому, в первую очередь необходимо уделить внимание освещению фона, согласно критерию «минимум бликов, максимум переломления»

Освещение металла – более трудоёмкое, поскольку полированная поверхность, как правило, имеет очень сильные отражательные характеристики, поэтому как основная хитрость, используется расплывчатое световое пятно на белой поверхности, которое поможет придать металлической посуде мягкие и рисующие блики. Этот приём часто используется при съёмке дорогих автомобилей и эксклюзивных часов.

При фотосъёмке еды задействуют много других методов, помогающих придать ей «товарный» вид. В качестве источников света используются софт-боксы, фольгированный зонт, для направленного света – соты и различные отражатели-рассеиватели.

Ассортимент изобразительных средств, задействованных в фудстилизме также достаточно широк – продукты можно разместить на заднем тёмном плане («старый» стиль), можно и на светлом заднем плане («новый» стиль), можно даже применять «нулевой» белый вариант, а также экспериментировать как с жёстким контрастным светом, так и мягким рассеянным.

Расфокус, тени, отражения, блики – всё это помогает составить бесчисленное количество комбинаций, заставляющих зрителя «дорисовывать» картинку. Ну и конечно, не упускается из виду сама еда и способ её подачи – сервировка, украшения и т. д., при этом фудстилизм не ограничивается лишь съёмкой самих кулинарных произведений и посуды. В качесте элемента сюжета, может участвовать и человек, например сервирующий блюдо, или же его приготавливающий.

© Наталья Горбунова и Игорь Коротеев

Готовые фотографии, как и все снимки произведённые цифровой фотокамерой, необходимо откорректировать на компьютере, причём можно не ограничиваться обычной цветокоррекцией и штриховым удалением мелких дефектов. Лично я обращаюсь к помощи компьютера, следуя принципу: что лучше дорисовать кистью – рисуй, что лучше сфотографировать – фотографируй, а что лучше делать в Фотошопе – делай.

Но в любом случае, съёмочный процесс должен дать 99% результат, а всему остальному отводится роль «шлифования». Вот и вся, согласитесь, несложная схема правил, которую учитывает каждый фудстилист.

© Наталья Горбунова и Игорь Коротеев

По материалам: prophotos.ru

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
+0.76
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Комментарии

  • Константин Мелентьев @BlackCat • 8 мая, 17:06, 2009

    В фотографировании еды есть нечто замечательное, потом это можно съесть :-) Конечно если не подкрашивать ее и не брызкать на неё всякими маслами

  • Гость • 10 марта, 15:50, 2010

    ему уже надо на пенсию, снимает в стиле СССР

    наверное и фуд стилист такой же жил при ленине.

Ваш комментарий