Мир в калейдоскопе

Согласно толковому словарю живого великорусского языка В. Даля, «калейдоскоп – это трубка, с лвумя зеркальцами расположенными клином, в которых цветные стекляшки отражаются узорочной звездой, переменной даже при небольшом обороте трубки».

Ещё в доцифровой эре в фотографии накоплен обширный ассортимент средств, которые позволяют фотографу создавать красивые изображения, минуя помощь компьютера. В нашей статье, речь пойдёт о многократном экспонировании и сверхширокоугольной оптике, посредством которых можно получить фантастические фотографии-калейдоскопы.

Калейдоскоп – нехитрое оптическое устройство, тем не менее оно является проводником в особый мир, хорошо знакомый нам с детства. Фотохудожник, смотрящий в видоискатель, также чем-то похож на ребёнка с калейдоскопом, только его фотокамера является не средством протоколирования обыденности, а инструментом, создающим новый мир. Вооружившись нехитрыми техническими приёмами и расшевелив свою фантазию, фотограф сможет «вывернуть» мир словно наизнанку, обнажив его скрытую красоту. И без всяких компьютерных технологий!

Давайте вглядимся в эти фотографии. Первое, что бросается нам в глаза – это их округлость, а также то, что изображённые на них предметы искажены. Получить подобный эффект позволяет специальный свехширокоугольный объектив, обладающий 8мм фокусным расстоянием. Его ещё называют круговой «рыбий глаз». Напомню, что рыбий глаз имеет охват зрения в 180 градусов с большой дисторсией (искривлением изображения). Изображения, воспроизводимые «рыбьим глазом» представлены деталями, проходящими через центр кадра прямыми линиями, тогда как остальные – вытянуты дугами.

Ст. метро «Сокол»

Камера - Nikon F75, объектив - Sigma EX 8/4 Circular Fish-eye

Плёнка Ilford XP2 Super 400, 4-х кратная экспозиция (диафрагма 1/5.6, выдержка 1/15)

Вообще, любой объектив выдаёт изображение в виде круга. Прямоугольными получаются наши снимки благодаря специальным кадрирующим рамкам. Обычный объектив имеет большой круговой диаметр изображения, поэтому рамки как бы отсекают всё лишнее. У кругового «рыбьего глаза» диаметр картинки менее 24 мм, в результате, при съёмке с использованием 35-мм плёнки, свет попадает лишь на кружок в центре кадра, тогда как остальная часть кадра остаётся чёрной. Кроп-фактор цифровых зеркалок, оснащённых неполноразмерными матрицами, не способен получить круглое изображение. В таких камерах верхний и нижний сегменты изображения отрезаются.

Ещё одна особенность таких снимков заключается в том, что они составляются как бы из четырёх одинаковых частей, повтореных как в калейдоскопе. Этот эффект можно получить с помощью многократной экспозиции. В основе метода лежит способность плёнки «запоминать» попавший на неё свет. Если один кадр проэкспонировать несколькими разными изображениями, в результате все они как бы «склеятся» воедино, причём светлые части одного изображения будут просвечиваться через тёмные области другого.

Каждый из полученных четырёх кадров экспонируется 4 раза одними и теми же изображениями, но повёрнутыми по отношению друг к другу на 90, 180 и 270 градусов. Матрицы цифровых фотоаппаратов отображают свет не так как плёночные модели, поэтому мультиэкспозицию в цифровой фотографии можно воспроизвести только подключив соответствующую обработку в Фотошопе, либо с помощью процессора камеры, но таких моделей на данный момент единицы.

Здание ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан

Камера Nikon F75, объектив Sigma EX 8/4 Circular Fish-eye

Плёнка Fujifilm Superia Reala 100, диафрагма 1/16, выдержка 1/45.//

Последовательность действий при создании калейдоскопной фотографии такова:

Для начала определяемся с сюжетом, например, пусть это будет здание Евразийского национального университета (фото 2).

Статья создана с использованием материала с http://photo-element.ru

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Комментарии

Ваш комментарий