Театр перед объективом
Особенности работы при театральной фотосъемке заключаются не столько в опыте фотографа и его навыках, как в умении чувствовать, ловить момент и предугадывать исход событий в кадре. Ошибается тот, кто считает подобные фоторепортажи одним из простейших занятий в сфере фотографии,—не смотря на отличную работу костюмера и осветителя, несравненную игру актеров и волшебную атмосферу вокруг, можно не сделать ни одного удачного снимка.
Условия работы для фотографа в театре можно обрисовать так :
Освещение сцены создается как дополнение к происходящему на ней, а не для фотосессий актеров, которые все время движутся, жестикулируют, то есть играют. К тому же с некоторой периодичностью меняется освещение, декорации, направление игры актеров.
Как от фотографа от вас требуется грамотно, необыденно запечатлеть происходящее на сцене, при этом не мешая ни актерам, ни зрителям.
На сцене снимать вам не разрешено, а сама она находится нечто выше, что вносит некий дискомфорт в процесс фотосъемки. Значит, вам придется искать точку в зале (около 10 — 15 метров отдаления), уровень которой приблизительно соответствует уровню сцены (зал, как правило, устроен по восходящей). Вот с этого места, расположившись поудобней и разместив аппаратуру в зоне досягаемости, вам придется работать около трех часов. Отключите все звуковые и световые сигналы вашего фотоаппарата (хорошо бы также заклеить черным скотчем красный диод, показывающий момент записи файла на карту памяти).Яркость ЖК—экрана выставите на минимум.
Что касается параметров съемки и требований к аппаратуре то объектив лучше использовать с диапазоном фокусных расстояний 70—200 (300) мм, он позволяет вести съемку и общих, и крупных планов. Не забываем, что освещение никудышное и снимать надо активно движущиеся объекты,— для отсутствия смаза изображения требуется выдержка 1/125 с или короче, значит необходимо использовать высокочувствительный материал. ISO 800 и 1600. Оптимальное значение светосилы объектива f /2.8, но не меньше f /4. При съемке быстрого движения (особенно характерного для балета) уменьшить выдержку до 1/250 с и “остановить” его без паразитного смаза, или уменьшить ISO на ступень, тем самым повысив качество изображения.
Выбор аппаратуры, — дело вкуса, но у нее должен быть быстрый и точный автофокус, удобное управление, приемлемые шумы на высоких чувствительностях и, желательно, нешумный затвор. Хорошо иметь с собой штатив и монопод. Система стабилизации помогает при смазах из—за вашей непосредственно шевеленке, но объекты съемки тоже движутся и здесь она бессильна.
Ну вот, вы заняли свое место, основной свет погас, зажглись софиты…. Не спешите нажимать спуск!!!
Если сцена съемки статична вам подойдет выдержка в пределах 1/50 — 1/100 с, если присутствует динамика 1/125 — 1/160 с, а иногда и короче. Кроме этого стоит подобрать чувствительность для правильного экспонирования, исходя из возможной диафрагмы. Чаще всего неплохо работает сочетание таких пропорций: выдержка 1/125 с, ISO 800, диафрагма f /3,5. Учтите что при смене сцен действия зачастую стоит менять настройки, для динамичной сцены они будут такими: выдержка 1/250 с, ISO 1600, диафрагма f /2,8. Важно, чтобы переключение настроек в вашем фотоаппарате было быстрым и удобным. Не забывайте, что съемка происходит в темноте.
Лицо человека отражает свет лучше, чем темная одежда и хуже чем светлая одежда, из—за этого вам придется прибегать к экспокоррекции. Рекомендовано использовать интегрированный, он же матричный, экспозамер, вводя при этом минусовую поправку.
В зависимости от степени освещенности лица актера (или актеров) определяется и экспокоррекция значениями от —1/3 до —1 ступени. Если свет подается лишь одним прожектором прямо на лицо актера — —1,5 или —2 ступени.
Значит, успех вашей задумки зависит от сбалансированности четырех параметров : выдержки, чувствительности, диафрагмы и экспокоррекции, вашей оперативности и умения правильно экспонировать кадр.
Техническая сторона понятна. А что снимать? Проще всего снимать статику, но ее в театре мало, да и интерес к таким кадрам отдаленный. Тогда надо снимать динамику. Она может быть выражена физическим действием, мимическим и внутренне—эмоциональным, когда актер внешне неподвижен, но его внутренняя энергия демонстрирует сильнейший эмоциональный заряд. Зачастую они совпадают.
Условно динамическая сцена делится на три периода: начало, середину и конец. Начало наиболее ценная часть, поскольку сильно насыщена и динамически и эмоционально, но ее нужно предугадать и успеть запечатлеть, последующие стадии менее насыщены, но поймать их легче.
Но если вы все—таки жалеете о паре—тройке десятков упущенных кадров, — приходите в театр снова и наверстайте упущенное с лихвой.
Творите,удачных вам снимков и приятного времяпрепровождения!!!
Статья создана при помощи www.photo-element.ru .
Мнда…..трудная темка ….освещения там просто убивают!
….Буду учится…. спасибо за статью!
Еще есть минус то что в театрах обычно не разрешенно не снимать, не фотографировать….
Хотя я теперь понимаю почему там написано о том что там лучше залеплять даже маленькую красную лампочку на фотоаппарате! ))
Ага, чтобы снимать в театрах надо иметь хороший фотик и оптику) а еще бы телевик хороший!