ИК-фотография: Часть 2
Если вы не хотите тратиться на необоснованно дорогие для начинающего фотографа ИК-светофильтры, можно поступить так:
Берёте кадр проявленной, но незасвеченной позитивной 35-мм плёнки, или квадратный отрезок аналогичной плёнки формата 120 (ширина 60 мм). Если вы не знаете где взять такую плёнку, ответ — в любой более-менее серьёзной фотоконторе. Там же, если возможно, эту плёнку можно сдать на проявку.
Вся соль в том, что такой позитив (или слайд) «отрезает» видимый световой спектр, зато прекрасно пропускает инфракрасный и ультрафиолетовый диапазоны, что мы и ставим себе за цель. Для этого, кусочек плёнки необходимо прикрепить к объективу так, чтобы полностью закрыть всю внешнюю область линзы. Можно прикрепить эту плёнку и в несколько слоёв, если таковы особенности оптики и камеры.
Конечно, полностью перекрыть линзу не получится, поэтому можете задействовать чёрный картон или другой подходящий светонепроницаемый материал, лучше чёрного цвета. Ваша главная задача — создать фильтр, который закрывает собой максимальную часть рабочего поля объектива и не пропускающий свет. Если у вас это получилось, наступило время приступить к съёмочному процессу.
Следует отметить, что компактные ЦФК и зеркалки, оснащённые функцией визирования Live Veiw будут намного удобнее в ИК-сьёмке, в отличии от обычных зеркальных камер с оптическими видоискателями. Объяснение очевидное — фокусироваться с помощью ЖК-дисплея гораздо удобнее, чем постоянно снимать-одевать фильтр на объектив камеры, перед каждым дублем. Тем не менее, оба варианта имеют место в съёмочном процессе.
При использовании длинных выдержек вам не обойтись без штатива, а для пейзажной съёмки подойдёт всё тот-же широкоугольный объектив, даже если он не будет самым светосильным.
При ИК-фотосьёмке чаще всего применяются длинные выдержки при открытой диафрагме, поскольку количество света попадающего на светочувствительный элемент будет ничтожно мало. Опыт также подсказывает снимать в RAW-формате и отключать автофокус, если это возможно на вашей камере. Формат RAW будет удобным при последующем редактировании баланса белого, а автофокус в большинстве случаев будет неточным из-за наличия нестандартного фильтра.
Если охват настроек ограничен возможностями вашей камеры попробуйте произвести несколько снимков с различной экспокоррекцией — позже, полученные варианты понадобятся в постпроцессинге.
В любом случае — не бойтесь экспериментировать, первый блин однозначно будет комом, но это вечная аксиома. Всё равно, методом проб и ошибок вы приобретёте своё, авторское видение ИК-диапазона, и сможете понимать особенности вашего оборудования для решения этой оригинальной задачи.
Как-бы там ни было, после щелчка затвора камеры творческий процесс не завершается. А лишь вступает в новый этап — предстоит процесс обработки, который естественно будет происходить с помощью ПК.
Нашим единственным программным помощником выступит старый-добрый Photoshop, любой версии. В программе предусмотрено великое множество методов облагораживания вашего ИК-шедевра до состояния «глянца на обложку», но мы рассмотрим самые простые и действенные, которые помогут стать вашей фотографии совершенной, буквально за несколько шагов.
Итак, имеется некоторое ИК-фото с преобладающим типичным для него алым или розовым оттенком. Поэтому в первую очередь нам нужно привести в порядок тональный диапазон, с помощью таких действий:
Нажимаем кнопку Image, далее Adjustments > Levels. Далее, для каждого канала NB: отдельно Red, Green и Blue самый левый ползунок отодвигаем к левой начальной точке гистограммы, а правый - к правой. Центральный выставляется примерно посередине, между выставленными минимумом и максимумом графика.
Судя по той гистограмме, которую мы видели на вкладке Levels до внесённых изменений, в нашем изображении большей частью преобладают красный и голубой каналы. Для того чтобы сделать фотографию более пригодной для зрительного восприятия, необходимо заменить синий диапазон на красный, а красный — на синий. Для этого заходим в Channel Mixer, опять таки через Image > Adjustments. Меняются каналы просто: допустим, берётся канал Red и его ползунок устанавливается на положение 0 в строке Red, тогда как в строке Blue выставляется +100. Аналогично регулируется синий канал.
Тем кто хочет сделать это быстро, рекомендуется выбрать предустановленный набор положений BW Infrared, который появляется в выпадающем списке. Таким образом можно получить монохромный вариант вашей ИК-фотографии.
Дальше нам остаётся только «подрихтовать» некоторые мелочи. Чтобы отрегулировать тональный диапазон, заходим через Image > Adjustments > Shadow/Highlight. Radius и устанавливаем 250-350 единиц, после чего можно поэспериментировать с различными вариантами тональной ширины как самых тёмных, так и самых светлых фрагментов изображения. Именно на этом этапе нам пригодятся снимки с различной экспокоррекцией, ведь даже из абсолютно тёмных или светлых участков можно «выудить» много полезной информации.
Конечно, точной и единственной формулы для обработки инфракрасных фотографий не существует, каждый случай требует индивидуального подхода. Описанный выше алгоритм является лишь конкретным примером действий для отдельного снимка. Вам же нужно будет самостоятельно подбирать настройки на каждом этапе обработки фотографии, для того чтобы получить максимально аутентичный цветной снимок. Тем более что особо заморачиваться в действия вам не грозит, в связи с их немногочисленностью.
Напоследок хотим заметить, что фотошедевр можно получить даже с помощью одноразовой плёночной мыльницы, ведь главное не крутость потенциала заложенного в фотокамеру за соответствующую цену, а тот потенциал который «варится» в голове автора, который в нужное время и в нужное место заставляет нажимать его на кнопку затвора.
Дерзайте, и у вас всё получится!