Фотоаппарат, Новый год и телевизор

Очень скоро в наши дома нагрянет Новый год. Как правило, этот праздник не обходится без большого количества фотоматериала, обычно снятого на «мыльницы», дрожащими (по понятным причинам :)) руками, при плохой освещённости и в почти поголовно неудачных ракурсах. По собственному опыту знаю, что 80% попадающих в фотолабораторию снимков новогодних «посиделок» можно отнести к техническому браку. Конечно, обычному любителю это качество вполне устраивает, но нормальный специалист всё-же серьёзно отнесётся к предстоящей новогодней «фотосессии».

В нашем материале мы обсудим фотосьёмку, при которой в кадре объектива довольно частым «гостем» является телевизионный экран, или дисплей компьютерного монитора. Учитывая некоторые технические особенности работы этих устройств, телевизионные и компьютерные экраны, как правило искажаются на готовой фотографии, поэтому наша задача снять так, чтобы, например, новогодняя речь Президента страны, достойно вошла в фотолетопись вашей семьи.

Итак, первое правило — съёмку нужно производить с вручную установленной экспозицией. В компактных мыльницах 100% гарантию качества я вам не дам, поскольку фотоаппараты начального уровня имеют в своём арсенале в лучшем случае несколько фиксированных выдержек, в пределах 1/100 сек. Нам же понадобится выдержка более длинная, например 1/50 секунды или больше. Это связано с тем, что частота регенерации кадров у телевизоров на электронно-лучевой трубке используемых в России – 50 Гц (в других странах выше, например в США – 60 или 100 Гц), поэтому для того чтобы кадр смог запечатлеть полный кадр телевизионной картинки при открытом затворе фотоаппарата, выдержка должна быть короче 1/50, может даже короче 1/25, но оптимальным вариантом будет установка значения точно 1/25. В этом случае луч кинескопа успеет прорисовать на экране 2 картинки, поэтому и яркость будет на порядок выше.

Другая проблема, имеющая отношение к смене частоты кадров заключается в том, что луч кинескопа успевает прорисовать во время съёмки не весь кадр, а 1 или 2/3, как например на фотографии с говорящим Ельциным. На ней мы видим что от подбородка президента и ниже — экран немного темнее, то есть луч успел прорисовать весь кадр и еще 2/3 сверху, после чего затвор фотокамеры закрылся. Выставленная выдержка — 1/30. Следующий дубль был сделан при выдержке 1/15, и на этом снимке мы видим, что видеокартинка практически равномерно яркая.

Итак, мы пришли к выводу, что в таких случаях выдержка должна быть длиннее 1/50 секунды, и чем длиннее она будет, тем лучше.

А для того, чтобы у вас получилось качественно прорисовать «живого» человека, являющегося частью видеокартинки, с учётом нашей длинной выдержки, желательно чтобы эта личность имела статичное, неподвижное положение.

Пару слов про освещение. В рассматриваемом случае избегайте снимать в лоб с включенной «фотовспышкой», блик от которой обязательно засветит большую часть телевизионного экрана. Лучше всего, направить свет вспышки в потолок (если конструкцией предусмотрена её всеповоротность), и чем белее он будет, тем лучше получится фотография.

Если вспышка не регулируется по направлениям, ситуацию спасёт лист белой бумаги, например сложенный с листком чёрной бумаги, при этом вам без сторонеей помощи не обойтись. Установите своё приспособление перед вспышкой под углом 45 градусов, тем самым перенаправляя луч импульса в потолок. Как вариант, можно попробовать зеркало, при этом КПД мощности вспышки будет больше.

И наконец, определим правильную диафрагму.

Если вы снимаете на плёнку, диафрагму необходимо выставлять в зависимости от выбранной плёнки, но мой опыт подсказывает, что передержку, лишний свет, плёнка переносит гораздо лучше чем недодержку, поэтому запомним простую аксиому — чем выше чувствительность плёнки, тем проще будет съёмочный процесс.

Например, для плёнки 100 единиц я подбирал вспышку с ведущим числом 24, а диафрагму 5.6. И не бойтесь открывать диафрагму, если вы уверены в возможностях юстировки вашей фотокамеры. Можете открывать диафрагму пошире, и объектив фотокамеры даст хорошую глубину резкости. В обсуждаемой ситуации это только пойдёт на пользу.

Итак, подведём основные итоги: выдержка — не меньше 1/50, по возможности широко открытая диафрагма, вспышка направленная в потолок. Аналогичные параметры можно использовать в случае с компьютерным монитором.

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий