Как это сделано: J.P. Chenet
Зачастую, во время съёмок натюрмортов, местечковые мазки светом приводят к интересным, художественным эффектам. Что-то вроде стиля фотографического минимализма. Хороший кадр всегда появляется случайно, складываясь в руках и воображении фотографа как последний, решающий пазл. Глаз фотографа, скользя по обыденным предметам как правило не замечает на них ничего неинтересного, но стоит лучу света случайно выхватить что-то интересное, оригинально подсветив объект, сознание фотографа, словно от невидимого сигнала, просыпается из анабиоза, подключает воображение и вуаля… Получается шедевр.
Когда автор сложил образ, далее следует ответственный этап – подготовка к съёмочному процессу и «нащупывание» правильного реквизита. От того, что вы задействуете в съёмочной сцене зависит органичность соединения воедино стиля и цвета.
Для этой работы я выбрал вино в непривычной бутылке, с кривым горлышком. Это — Merlo-Cabernet, традиционно производимая марка вина от знаменитого винодела J.P. Chenet, известная ещё со времён Людовика XIV.
К этому вину нужно было подобрать и соответствующий бокал. Сделать это было несложно, поскольку моя коллекция представлена практически всеми видами бокалов, фужеров и прочей стеклянной утвари. Для одного красного вина у меня около десятка видов бокалов…
Вопрос с поверхностью сцены с натюрмортом я также решил быстро. В подобных случаях идеальное решение – чёрное глянцевое стекло, которое обязано быть в арсенале каждого фотографа, специализирующегося на предметке. Чёрное стекло нейтрализует посторонний свет и «растворяет» блики от блестящих поверхностей задействованных объектов.
Итак, на листе чёрного стекла (1) я выстроил композицию из бокала, бутылки, добавил гроздь винограда, и для некоторого «оживления» — виноградный листок с вьющимися усиками. Всю эту растительность можно без труда найти в собственном палисаднике или магазине с саженцами. Далее, я «провалил» задний фон чёрным бархатом (2), который также отлично поглощает свет.
Выбранная точка съёмки позволила мне видеть «открытый» овал бокала, наполненного вином, в целом ракурс наделил картинку объёмом, не смотря на то что света было не так уж и много.
В качестве средства «прорисовки» я задействовал длинный стрип-бокс (3), прикрытый чёрной маской из 2 кусков бархата таким образом, чтобы осталась щёлочка размером около 7 – 8 см., роль которой – наложение на бокал и бутылку тонкого и красивого, непрерывающегося блика. Чтобы «дотянуть» блик до донышка бутылки, мне пришлось сдвинуть бутылку к задней грани чёрного стекла, одновременно с этим удалось получить художественный рисунок на бокале, похожий на сложную линзу. Блик на бокале слева исходит от стрипа, попутно этот блик отражается справа на бокале.
Заполняющий свет я разместил сверху (4), это была тарелка с сотами. Он освещал кольеретку, свисающую на грубой бечеве, пробку и немного задевал ската правой стороны бутылки. Также, я сознательно «провалил» правую сторону бутылки, с помощью натянутой вокруг композиции чёрной бархатной ткани (6), а для подсвечивания винограда я применил прибор с оптической насадкой (5), при этом его свет не попадал на бутылку с бокалом.
Эту фотографию я опубликовал ещё в 1998 году. Позже, меня часто забавляло, что во время прогулок по столице, особенно в местах художественных «развалов», я стал замечать похожие работы, словно выполненные под копирку. Уже тогда, художественная лаконичность стала набирать популярность. Я рад, что я смог повлиять на фантазию увлечённых фотографов.
Фрагмент картинки я приложил в качестве самостоятельного произведения, чтобы вы смогли оценить стилистическую точность формы бокала и бутылки