Как это сделано: Ложка с фруктами
На дворе было лето, недостатка в фруктах и ягодах точно не было, поэтому мне захотелось создать натюрморт, но такой, чтобы он был необычным, крупным, но и лаконичным. Однажды прохаживаясь по магазину, я заметил большую большую ложку (кстати, гуляя по магазинам, я всегда изучаю предлагающийся в них ассортимент товаров лишь с точки зрения их полезности в предметной фотографии.
В общем, эта необычной формы ложка с объёмной ручкой мне пришлась по душе, так как эти достоинства можно красиво обыграть в графическом стиле, тем более что я успел уже достаточно много наснимать ложек, поэтому имею некоторое представление о том чего хочу достичь.
Именно, в этот момент мне и пришла в голову совместить в одном кадре графическое изображение ложки и яркий, «вкусный» натюрморт.
Итак, я решил использовать кусочки ягод и фруктов – клубники, плодов манго, вишни, черешни, персика, киви и как завершающий штрих – листик вишни.
Световую схему я сообразил без затруднений. Было решено задействовать 4 импульсных осветителя, а именно софт-бокс (размещение – сверху), небольшой софт-бокс (размещение – снизу), светильник с конусной насадкой (для формирования на заднем плане светового пятна) и светильник с мелкоячеистыми сотами, который я использовал в качестве контрового света для «содержимого» ложки.
Фоном послужил тёмно-синий матовый пластик фирмы FOBA, контрастно подчёркивающий основной объект изображения.
Дальше начались технические тонкости – ложку нужно было крепко закрепить за кончик рукоятки к опоре в виде дюралевой трубки, для этого подошёл скотч. Саму трубку я прикрепил к специальному приспособлению (1), позволяющему менять местоположение и угол наклона ложки. Естественно, все эти технические нюансы должны были остаться за пределами кадра, это главный принцип фотографа-предметника.
Далее, я «нащупал» подходящий ракурс, разместил ложку в кадре в нужных границах поля кадра, поработал с софтбоксом (2), которым создал мягкое и равномерное освещение всей композиции и получил красивые блики на рукоятке ложки и на ней самой.
Чтобы получить более чёткий, графический рисунок на поверхности ложки, я также задействовал небольшой кусок тёмного картона (3), а для подсвечивания низа ложки отражённым светом, но во избежание трудоёмких манипуляций с установкой дополнительных источников света и недешёвого белого флага, я немного поэкспериментировал с куском белого ватмана (5), как оказалось не напрасно. Отражаемый ватманом свет на поверхности ложки приобрёл лёгкий серый градиент, который идеально подходил для края ложки и тонкой линии ручки, без потери информации в светах, что типично в случаях с металлическими поверхностями.
Прибором контрового света с сотами (6) я воссоздал блики, которые словно «оживили» всю сцену и одновременно оттолкнули основной объект от заднего фона. Как я уже говорил, соты были мелкоячеистые, в 5 градусов.
Световым пятном на фоне я хотел добавить некоторый налёт «воздушности» кадра и заодно придать ему некоторую динамичность. В этом мне помог конус, надетый на фоновый светильник (7), сам прибор я разместил под небольшим углом к поверхности фона. Во избежание излишнего «разбеливания» пятна, дополнительно к конусу я добавил синий фильтр (8). Сила светового пятна контролировалась флешметром. Для предотвращения попадания на фон (9) света от софт-бокса, к последнему был прикреплён чёрный флаг (4).
Затем начался сам съёмочный процесс: я сделал несколько кадров в плёнке для предварительной технической оценки сюжета, каждый раз варьируя вид и положение ягод в ложке, при этом я задал диафрагму 22, а выдержку 1-125 сек.
Следующий этап – пробная сессия карданной камерой на слайд 6х9 см, с различными вариациями экспозиции. Для лучшей глубины резкости я задал диафрагму порядка 22 и так как, съёмка велась с применением импульсных приборов, время экспонирования было обозначено в пределах 1/400 – 1/1500 сек, что примерно одинаково с продолжительностью самих импульсов.
В процессе съёмки, мы с коллегой старались снимать как можно быстрее, так как свеже разрезанные дольки фруктов или ягоды имеют неприятную особенность подсыхать, при этом теряется значительная визуальная составляющая фруктовой «аппетитности» и «свежести». Например, в разрезанном виде персик смотрится хорошо не более 2 – 3 минут, а ведь за это время нужно было поменять местами элементы композиции, отрегулировать свет и т.д.
Тем не менее, хотите верьте, хотите нет, но у нас получилось сделать это буквально за один раз. Попутно, мы немного откорректировали направленность контрового светового пятна, освещающего ягодную композицию, но это заняло не более 20 секунд. В общем, несмотря на то что этот снимок был сделан как творческая картина и снимался на плёнку, вскоре на него нашёлся покупатель. Теперь это товарный знак одной уважаемой отечественной торговой марки.
По материалам: Владимир Морозов