Небо во всей красе
Небо играет одну из главных скрипок в пейзажном жанре, поэтому ему нужно уделять достаточно внимания при съёмке любого пейзажа, будь то осеннее ненастье, июльский полдень, или зимняя чистота. Небо может придавать фотографии драматизм, настроение или динамичность, отделить передний или средний планы, и в конце-концов стать основной изюминкой природного пейзажа.
Только вот воспользоваться всеми этими преимуществами зачастую невозможно…. Кому, например, незнакомо небо цвета молока? Поэтому, если подойти к пейзажному небу досточно творчески и главное – технически подкованно, использовать во время съёмки светофильтры, небо можно не только восстановить и сделать более насыщенным, но и усилить и раскрасить в любой цвет по вкусу.
Но сначала о причинах молочно-белого неба на фотографиях. Их всего две: если съёмка происходит в пасмурную погоду, то небо в ненастье, само по себе, белое с оттеночными переходами к серому или даже свинцово-тёмному. Вторая причина – технические ограничения плёнки или матрицы фотокамеры. В зависимости от вышеназванных причин, можно попробовать подходящее для конкретного случая «лекарство».
Пасмурная погода
Ожидать лазурно-ясного неба в пасмурную погоду может только прожжённый оптимист. Но если большую часть верха фотографии, как это ни грустно, заняла молочная пустота, не стоит расстраиваться. Исправить ситуацию нам помогут цветные градиентные светофильтры.
"Цифровые" небеса
Все мы знаем, что динамическая широта фотоплёнки отлично переносит пересветы вплоть до 3-х степеней, тогда как матрица цифровой модели камеры имеет довольно невзрачные возможности в передаче пересветов, и всё из-за несиметричного расположения границ её динамического диапазона относительно среднесерого. Именно поэтому, пересветами страдают фотографии полученные от цифровой фотокамеры, например как эта:
Градиентный светофильтр представляет собой фильтр, частично окрашенный в определённый цвет, будь то голубой, красный, синий или какой-нибудь другой. Граница между окрашенной и бесцветными частями фильтра имеют размытый вид, чаще всего проходит по центру фильтра, но также используются фильтры с границей, которая проходит на расстоянии трети от верха или же согласно другой пропорции.
Цветные градиентные светофильтры
Используя такие фильтры можно раскрашивать ваше небо в любой цвет, стоит только одеть его на объектив и совместить границу окрашенной и неокрашенной областей с линией горизонта. И не стоит ограничиваться одним лишь банальным голубым цветом, небо может быть жёлтым, фиолетовым или даже зелёным!
Если же вы ещё не имеет на руках приличного набора светофильтров, тогда такой совет: во избежание молочно-белого неба, если позволяет сэжет, снимайте камерой так, чтобы быть немного правее собственной тени, ведь небо напротив солнца будет иметь большую насыщенность, кроме того перепад освещённых участков неба и находящегося под ним ландшафта будет минимальным.
А теперь совет отпетым пейзажистам: если вам предстоит снимать какой-нибудь лес в контровом свете, то небо должно пострадать практически стопроцентно, ведь оно, освещаемое солнцем, гораздо ярче опушки леса, обращённой к вам теневой стороной… Но не стоит опускать руки, ведь вы наверняка захватили с собой нейтрально-серый градиентный фильтр!
Нейтрально-серый градиентный фильтр
Как видим, мы чуть было не потеряли небо, но нейтрально-серый градиентный фильтр понизил яркость верха на полторы ступени и помог вернуть небеса к жизни, при том что трава и всё остальное не поменяли свой естественный цвет.
Градиентные фильтры
На маленьком фото, полученном обычным образом, молочно-белое небо уничтожило не только даль, но и всю атмосферу летнего утра. Для исправления ситуации, я решил добавить цвет утра «по вкусу». Так, для уменьшения контраста я задействовал нейтрально-серый градиентный фильтр, тогда как другим, табачно градиентным фильтром я придал небу нужный цвет.
Но естественный цвет неба не обязательно коренным образом менять, его можно слегка насытить, и в этом нам помогут так называемые «поляризаторы».
Поляризационные светофильтры
Некрасивого неба не бывает, бывает небо снятое без «поляризатора».
Перед вами одна фотография снятая «как есть», а для второго снимка я задействовал циркулярный поляризатор, и как итог, небо получило объёмность. Эффект поляризатора в том, что он отфильтровывает лучи света, отражённые от неметаллических поверхностей – мельчайшей атмосферной взвеси пыли и воды, которые значительно осветляют небо, тогда как поляризационный фильтр не пропускает такие лучи и делает голубое небо более тёмным, без изменения в цвете облачности.
Поляризационные светофильтры также имеют подвиды, такие как вариационные поляризаторы, например синего или жёлтого цветов (в нашем опыте это Cokin A173 Varicolor Blue/Yellow). Как видите, тональность неба существенно поменялась. Общий баланс сцены потеплел, а из-за присущей данному фильтру посторонней розоватой тональности, облака приобрели соответствующие оттенки. При этом я не скажу что сей эффект повредил общему сюжету, скорее наоборот.