Экспокоррекция
В фотографической практике порой возникают такие нестандартные ситуации, при которых имеющихся возможностей настройки диафрагмы, чувствительности и выдержки не всегда хватает для получения хорошей фотографии. Именно в таких случаях как нельзя кстати оправдано применение экпокоррекции.
В первую очередь, по таким причинам:
- Главный элемент значительно контрастирует с среднесерым. Например, все экспонометры рассчитывают уровень освещённости исходя от примерной отражаемости среднесерого объектв 148%. Эта схема подходит для большинства съёмочных ситуаций, но фотографируя без экспокоррекции, когда большую часть кадра занимает светлый или тёмный объект/фон, как итог вы получите довольно серое и унылое изображение. Таким образом, при фотографировании светлых объектов рекомендуется увеличивать значение экспокоррекции, а для тёмных объектов – снижать (подразумевается не степень освещения объектов, а их отражательные качества).
- Попавшие в кадр объекты отличаются друг от друга большим яркостным разбросом (особенности освещения, контрастные, тёмные тени и т.д.). в связи с тем что фотопередающие материалы имеют достаточно лимитированные диапазоны по воспроизведению яркости, экпозицией зачастую приходится «жертвовать» в ту или иную сторону исходя из её важности в данной сцене. Так, нельзя одинаково отобразить как яркое, солнечное небо с белыми облаками, так и тёмную опушку леса на фоне неба.
- Если творческая задача требует передать часть композиции в виде контрастных силуэтов, как правило из предельно ярких и тёмных тонов, например чёрную фигуру человека на фоне облака и т.д.
Экспокоррекция измеряется величиной EV. Она применяется для обозначения разницы экспозиций, так, разница в 1 ступень (или 1 EV) примерно соответствует изменению на +/- одно деление диафрагмы, либо уменьшению/увеличению выдержки на 2 раза.
Современные модели фотокамер дают возможность регулировать экспокоррекцию ступенями 1 EV, ½ EV, а более продвинутые камеры — ещё более точно. Также, некоторые модели камер позволяют настраивать экспокоррекцию отдельным элементом, а в остальных, как правило корректировать можно лишь в ручном режиме, меняя значения аппертуры/выдержки.
То есть, экпокоррекция позволяет корректировать значения диафрагмы или выдержки согласно рекомендациям экспонометра.
Так, если камера установлена на режим приоритета диафрагмы, экспокоррекция распространяется на длину выдержки.
Если же камер находится в режиме приоритета выдержки экспокоррекция влияет на значение выдержки.
В авторежиме экспокоррекция корректирует как выдержку так и диафрагму, согласно внутренним предписаниям фотокамеры.
Находясь в режиме ручного управления, экспокоррекция отключается от отдельного блока управления и определяется в поле видоискателя посредством специальной шкалы.
В случае с включенной TTL-вспышкой, необходимо дополнительное уточнение степени воздействия экпокоррекции на работу вспышки камеры (экспокоррекция вспышки).
Экспокоррекция может быть положительной, т.е. когда увеличивается длина выдержки или уменьшается диафрагма в таких съёмочных условиях: доминирование белых, светло-пастельных или светло-жёлтых областей, контровый свет, фотосъёмка заката или рассвета солнца.
Экспокоррекция может быть отрицательной (увеличение диафрагмы или уменьшение продолжительности выдержки) в таких условиях: контрастно-тёмный цвет, доминирование теней, тёмные зелёные тона.
Размеры экспокоррекции зависят от текущей ситуации, поэтому их нельзя расписать в виде отдельной таблицы со значениями. Проще всего рассчитать отражение света от обычного серого объекта (например, отражаемость незагорелой кожи практически схожа с среднесерым эталоном), или же можно получить значения экспозиции по нескольким точкам, по ходу избавляясь от наиболее ярких и тёмных участков, после чего устновить правильные значения. Ещё более проверенный способ – брекетинг, при котором необходимо заснять несколько кадров с различными значениями экспозиции, из которых потом выбирается наиболее подходящий.
Ниже приведём примерное соотношение коррекции экспозиции по отношению к выбранному сюжету:
Сюжет | Экспокоррекция (EV): |
Снег, яркий дневной свет | +2 |
Снег, облачная погода | +1½ |
Белый фон | +2 |
Небольшой предмет на белом фоне | +2 |
Большой предмет на белом фоне | +1 |
Пейзаж на ярком солнце | +1..3 |
Пейзаж, залитый солнцем | +2 |
Пляж | +2 |
Небольшой предмет на темном фоне | -2 |
Большой предмет на темном фоне | -1 |
Темный объект | -2 |
У Вас тут небольшая, но принципиальная опечатка.
«Так, если камера установлена на режим приоритета диафрагмы, экспокоррекция распространяется на длину выдержки.
Если же камер находится в режиме приоритета выдержки экспокоррекция влияет на значение
выдержки. диафрагмы»