Экспокоррекция или чувствительность?
В своих публикациях я часто рассказывал про причины возникновения шумности и про динамический диапазон, теряющий глубину. Так, позволю привести себя самого ещё раз:
«Если позволяет возможность, и при этом не хватает светочувствительности, сделайте экспокоррекцию на 1-2 стопа со знаком минус, и оставшиеся изьяны исправляйте при постпроцессинге, тем самым вы получите достаточный уровень динамического диапазона при минимальной шумности.»
Но, позже я понял, что был не совсем прав. Точнее был не прав эксперт, тезисы которого я поленился проверить, при том, что меня уже тогда терзали смутные сомнения.
Поэтому, после проведённого собственного исследования, я пришёл к таким выводам:
Любой уровень светочувствительности ISO без использования экспокоррекции даём меньше шумов, чем с ней.
С экспокоррекцией +2 стопа, динамический диапазон сильно сжимается, что хорошо видно по образованию контраста и шумов в тенях.
Экспокоррекция для «пуша» на 1-2 стопа подойдёт лишь для экстремальных случаев, с максимальным уровнем ISO, скажем 3200, и когда требуется больше – 6400 или даже 12800.
Конечно, для снижения шумов можно использовать систему шумоподавления, но поскольку нужно проверить именно теорию про установку экспокоррекции на -2 во время съёмки и её возвращение на исходные рубежи в процессе пост-обработки, то можно получить правильный и окончательный совет: применяйте обычное ISO без экспокоррекции там, где она не нужна, что позволит получить оптимальный динамический диапазон и меньшую шумность.
Кадр слева снят при ISO400, без изменений, а кадр справа – при ISO 1600. Хорошо видно, что вариант с ISO 400 имеет меньше артефактов и шумов, и более плавные переходы, даже с плохим светом.
Кадр слева снят с с экспокоррекцией -2, применён пост-процесинг, при котором экспокоррекция была установлена на +2. В результате, можно увидеть увеличенную контрастность и большее количество шумов, чем со стандартным ISO 1600.
Тот же снимок и параметры, только взята лишь общая область фотографии. Шум визуально стал заметнее с экспокоррекцией снимка с ISO 400, на +2 стопа.
Для чистоты эксперимента я провёл второй дубль, при котором левый кадр был снят при ISO 800 и экспокоррекции -2, чтобы потом простимулировать ISO 3200. Кадр справа получен только при ISO 3200. Хорошо заметно, что левый снимок обладает большим количество артефактов, а увеличенный уровень контрастности свидетельствует о сокращении динамического диапазона.
а если именно в камере делать экспокоррекцию в плюс 2 и снимать на исо 400 то это хуже чем снять на исо 1600 без эскпокоррекции?
Хороший вопрос. Будет ли на него ответ, тоже вопрос…