"Студийный" свет на дому с помощью зеркал
Однажды мне на глаза попалось видео, на котором маститый фотограф показывал применение профессионального студийного освещения в комплексе с зеркалами для освещения нужного объекта. Мне стало любопытно, и я решил собственноручно попробовать технику правильного применения зеркал, имея на руках лишь одну лампу и несколько зеркал.
Я отправился в магазины DYI и Toys R’Us, где я приобрёл 4 зеркала размером 15х15 см и модельку автомобиля Maserati GranTurismo (масштаб 1:24). Я специально выбрал такой автомобиль, который должен был выглядеть на будущей фотографии как настоящий.
![](http://static.photogeek.ru/blogs/2011/10/06/1505_1.jpg)
Всё моё освещение состояло из старой 60-ваттного настольного светильника приобретённого в IKEA. Я решил попробовать лишь один источник освещения света. Цель моего опыта – использовать отражаемый зеркалами свет для того, чтобы максимально выразить объём модели.
Первый вариант постановки света:
![](http://static.photogeek.ru/blogs/2011/10/06/1505_2.jpg)
Полученный снимок (лампа установлена примерно под углом 45 градусов):
![](http://static.photogeek.ru/blogs/2011/10/06/1505_3.jpg)
На капоте машинки прорисовалась симпатичная Z-образная тень, но общий итого меня не впечатлил. Судите сами – кривые линии и арки у колёс практически не выделяются, свет чересчур резкий и прямой, что не позволило получить отражения нужной тональности. С такой постановкой света, эффект глубины получить не удалось. То же самое можно было бы сделать с прямым солнечным светом. Я пришёл к выводу, что лампочка размещённая с той же стороны что и камера, не даёт возможность применять зеркала, а это значит что нужно переставить. Следующий вариант выглядел так:
![](http://static.photogeek.ru/blogs/2011/10/06/1505_4.jpg)
Я установил лампу позади машинки, под углом 60 градусов. Первый кадр я сделал лишь с использованием только лампы:
![](http://static.photogeek.ru/blogs/2011/10/06/1505_5.jpg)
Вполне логично, что моделька недоэкспонировалась с фотографируемой стороны (именно это я и ожидал увидеть на данном этапе), особенно в районе двери переходящей в крышу. Моё умозаключение: наверняка этот недостаток можно миновать, если применить больше рассеянного света, например с помощью белой ткани, повешенной перед лампой.
Первое зеркало (помеченное 1, см. верхнее фото) я установил так, чтобы свет отражался на переднюю часть авто:
![](http://static.photogeek.ru/blogs/2011/10/06/1505_6.jpg)
В данном шаге, нужно было осветить лишь переднюю часть модели, которую требовалось осветить так, чтобы в фарах проявились отражения.
Следующее зеркало (под номером 2) направляет свет на боковую часть машинки…
![](http://static.photogeek.ru/blogs/2011/10/06/1505_7.jpg)
…тем самым создавая отражения на колёсах, что отчётливо видно по переднему, заодно подчёркивая их форму, переднюю колёсную арку, продольный шов двери и нижнюю часть задней колёсной арки.
Подключаем к съёмочному процессу 3-е зеркало (номер 3):
![](http://static.photogeek.ru/blogs/2011/10/06/1505_8.jpg)
Оно перенаправляет лучи света на заднее колесо и линию от крыши до багажника
И наконец, последнее 4-е зеркальце прорабатывает переднюю часть и нутро кабины:
![](http://static.photogeek.ru/blogs/2011/10/06/1505_9.jpg)
Таким образом я, как мне кажется, использовал весь потенциал зеркальных аксессуаров для этой фотосъёмки. Увеличением количества дополнительных зеркал, вряд-ли получится улучшить ситуацию.
Так выглядит автомобиль без подсветки зеркалами и с ней:
![](http://static.photogeek.ru/blogs/2011/10/06/1505_10.jpg)
Что ж, одна бытовая лампа и 4 зеркала всё-таки способны заменить студийный свет для модели автомобиля!
Если бы я занялся этим экспериментом для того чтобы продать автомобиль на каком-нибудь интернет-аукционе, я думаю мой лот привлёк бы внимание покупателей.
Немного технических подробностей: я снимал на фотокамеру Nikon D300 с объективом 50 f/1.8, практически всё время диафрагма была установлена на значение f/14, выдержка на 1 секунду и чувствительность ISO 320. Баланс белого – авто, что и придало снимкам характерный желтоватый налёт. Конечно, я мог бы установить ББ в ручном режиме, но поскольку я снимал в RAW, при обработке я без труда исправил ББ в Nikon Capture NX. Снимкам я лишь немного откорректировал резкость, конвертировал их в JPG – вот и всё вмешательство графического редактора.
Мог ли я пойти альтернативными путями? Позже, я увидел что автомобильчик неплохо смотрится в первоначальной постановке света, особенно его передняя часть. Я это приму к сведению в следующий раз. Заодно попробую более тёмный и не светоотражающий фон, который должен избавить кадры от паразитических отражений столешницы и лучше выделить объект.
Остановился ли я на достигнутом? Нет, я начал перемещать зеркала по кругу, как например здесь:
![](http://static.photogeek.ru/blogs/2011/10/06/1505_11.jpg)
А вот ещё один результат размещения зеркал:
![](http://static.photogeek.ru/blogs/2011/10/06/1505_12.jpg)
Здесь я дополнительно использовал софтбокс, поэтому свет получился более мягким, а формы и кривые вышли не такими чёткими как в случае с зеркалами.