Борьба с шумом
Большинство цифровиков имеют разные возможности для предотвращения появления цифровых шумов, при этом наименее приспособленные в этом плане бюджетные модели. Правда, пенять на технику не стоит, потому что шумность – явление логично объяснимое законами оптики и спецификой формирования изображения фотоаппаратурой, в том числе плёночной. Кстати, на плёнках с большой чувствительностью тоже проявляется шумность, точнее зернистость, но некоторые авторы умудряются использовать эту помеху себе во благо, в качестве художественного приёма.
Плёночный шум может придать фотографиям некоторый ностальгический налёт и, обычно, не сильно бросается в глаза. Цифровой шум, особенно цветной в виде красненьких точек на фоне ночного неба в основном считается браком, хотя не всегда ситуация безнадёжна, поскольку существуют специальные программы, которые борются с этим досадным для оптики проявлением во время фотосъёмки в экстремально недостаточных условиях освещения. Навскидку назову — Noise Ninja, DeNoise и т.д.
Некоторый инструментарий по удалению шумов имеется и в арсенале Photoshop, например плагин «пауэр ретушь"…
Но не все программы могут обеспечить хороший эффект, тем более что поначалу непонятно как ими пользоваться, да и эффект не понятен. Есть и простенькие варианты, правда они не очень гибкие, тот же фильтр «медина» в Photoshop’e.
Приведу пример того, как справляется с задачей нейтрализации шумов плагин Power Retouche
Слева – уменьшённое отображение моей фотографии «Скоро дождь», рядом с ним область фотографии с птичкой на ветке. На нижнем правом снимке я увеличил насыщенность и контрастность кадра, при этом обратите внимание, насколько выразился шум даже после незнаначительных изменений фотографии.
Следующее нижнее фото справа – полноразмерный TIFF, который я обработал в шумодаве Power Retouche, а для этого выставил такие значения:
Clean up stray pixels – OK, 100%; Мягкий фокус (Soft Focus); Focus – 46; Размер фильтра (Fiter Size) – 5; Effect – 100%; Use target range – OK; Mask out – OK; Ограничитель тёмного (Dark limit) – 65-70; Ограничитель светлого (Light limit) – 255; Target – 128; Soft Focus – 0; Preview –OK.
Варьируя эти линеечки и остальные настройки, с одновременным предспросмотром, шумы подавляются только в определённых цветах или же в определённом диапазоне яркости. Так, работая в шумодаве ограничителями я исключил жёлтые и красные тона на ветке, т.е. шумодав корректировал только небо.
После этого на снимке можно добавить резкость, в случае если вы хотите разместить его в сети или пустить на печать, а для этого в шумодаве имеется опция Power Retouche Sharpen.
Отдельно отмечу, что степень насыщения изображения или же, наоборот, обесцвечивания (перевод в чёрно-белый вид) зависит от ваших предпочтений, настроения, конечного предназначения фотографии и её жанра, но шумодавом рекомендуется пользоваться при любых операциях с файлом цифрового фото, у которого имеется данная проблема.
К слову, некоторые авторы применяют шумодавы чтобы побороть цветную шумность, правда этим не огрнаичиваются и намеренно накладывают монохромные шумы, идентичные плёнке, или же подключают соответствующий фильтр из Photoshop’a — Film Grain.
Конечно, есть и более сложные методики нейтрализации шумов – посредством регулировки каналов, в модели LAB, в ручном режиме, поэтому вышеприведённый способ является лишь одним из них.