HDR с цифровым компактом

В нашей статье мы обрадуем владельцев компактных зеркальных камерах, ведь теперь они могут научиться создавать 32-битные изображения из обычных файлов Jpeg, в результате получится формат HDR, который перекроет динамический диапазон любой матрицы.

Продвинутые фотографы всегда ответственно подходят к освещению, будь то поставленному искусственно, или во время съёмок при естественном освещении. Одна из основных технических задач, которую нужно решить фотографу — обеспечение невысокой контрастности сцены, с целью уложиться в рабочий динамический диапазон фотоматрицы.

Матрица хоть и является довольно чутким прибором, но всё же имеет некоторое ограничение восприятия света. Например, довольно хорошим показателем динамического диапазона можно считать 7-8 стопов, кроме того дополнительная фототехника позволяет поэкспериментировать с окончательной выдержкой на компьютере, при условии что изображение сохранено в формате Raw. Таким образом удаётся улучшить детализацию в тех местах, где первоначально их не было видно.

Но будет ли достаточно имеющегося профессионального инструментария в реальных условиях? Не всегда, поскольку контрастность сцен с естественным освещением может вдвое превосходить возможности даже самой продвинутой камеры. Например, съёмка при ярком солнце — гарантированная ситуация того, что практически во всех сценах придётся решать проблему повышенного контраста.

В этом плане, человеческому глазу гораздо проще, поскольку он быстро приспосабливается к тому участку на который смотрит. Мы без проблем воспринимаем как небо с облаками, так и то, что под ним. С оптикой фотокамеры ситуация иная — конечный снимок может проявить или хорошо проработанное небо с неразличимым и тёмным ландшафтом, или же хорошо проработанный ландшафт, на практически полностью «выбеленное» небо. Обычно, такая проблема решается выбором определённого времени суток, когда контрастность понижена, или же подбором угла съёмки.

Но у фотографа не всегда есть возможность появиться в нужное время и в нужном месте. Тем не менее, не всё так безнадёжно, существует обходной манёвр. Владельцы цифровых «мыльниц» могут не переживать — полученные изображения будут содержать в несколько раз больше информации Raw, чем те, что получены с зеркальной фотокамеры.

Для этого нам потребуется программное обеспечение Photoshop CS2, цифровая камера, штатив и конечно же желание получить нужный результат.

Жанры, в которых можно применить обсуждаемую методологию — интерьерная, пейзажная, архитектурная съёмка.

Суть метода заключается в следующем — формирование на компьютере полноценного 32-битного изображения (HDR). Напомню, что обычный формат Jpeg имеет 8 бит на канал, Raw 12, иногда 16 бит, а 32-битное изображение способно воспроизвести контраст абсолютно любой встречающейся в природной среде сцены.

С готовым изображением HDR можно делать всё что угодно, например корректировать экспопоправку до 20 ступеней в любую сторону - пользователи Raw-конвертеров этого позволить себе не могут.

Также, его можно преобразовывать в стандартное 8- или 16-битное изображение для дальнейшей обработки, при этом преобразованная сцена может содержать и света и тени, которые невозможно создать или воспроизвести привычными способами.

Метод заключается в последовательности трёх шагов:

1. Делаем несколько снимков одной экспозиции, но с разной экспозицией.

2. Соединяем кадры в HDR-файл.

3. Конвертируем полученное изображение в обычный формат.

Итак, первый этап — съёмка. Её необходимо проводить со штатива, во избежание риска смены композиции. Объекты должны быть относительно неподвижными. Кадры делаются с разной экспозицией, с разницей 1-2 стопа в каждую сторону, в результате должно получиться 5 кадров.

Больше всего возможностей будет у владельцев камер с ручным режимом. Для сохранения глубины резкости диафрагму нужно зафиксировать, корректировке подлежит только выдержка. Необходимо произвести столько кадров, чтобы проработались все присутствующие света и тени. Примерное количесто — 8-10, можно и больше, никто этого не запрещает. После первого кадра автофокус рекомендуется отключить.

По возможности, баланс белого откалибруйте, чтобы он не менялся от кадра к кадру. Чувствительность также лучше оставить постоянной.

Снимать можно и в Raw — это гарантирует отсутствие влияния внутреннего процессора на контраст и яркость.

Соединение

Открываете Photoshop CS2. Действия — File>Automate>Merge to HDR. Выберите файлы с одной сценой или же папку где они расположены, порядок выбора не является важным. Справа устанавливаете значение Bit Depth на 32 и подтверждаете Ок. Итак, 32-битное изображение готово.

Теперь можно творить с ним всё что требует ваша творческая натура. Правда, есть одно «но» — набор подходящих инструментов довольно ограничен, да и занимает редактирование такого файла довольно много времени.

Картинка, отображаемая на дисплее, будет выглядеть как и обычный кадр, тогда где же все прелести этого HDR? Все прелести — «внутри», поскольку ни монитор, ни фотобумага не способны отобразить всю вложенную в изображение информацию полностью.

А для того чтобы проверить фотографию на имеющийся потенциал, вам помогут команды Image, Ajustments, Exposure. Верхний ползунок экспозиции позволит внести изменения в 20 стопов на каждую сторону! В результате, в зависимости от числа исходных кадров, детали сохранятся и на +5 EV и на минус.

Отрегулировав установки Gamma, контрастность можно снизить, чтобы одновременно стали видны как свет, так и тени.

Отработка HDR

Итак, то что видим в окне, является только вырезкой из всего многообразия 32-битной картинки, но её можно представить по иному без внесения изменений в данные. В окне View>32-bit Preview Options вы сможете настроить лишь отображение вашей картинки, если же в этом диалоге выбрать метод Highlight Compression, картинка становится интересней, одновременно с этим вы увидите мирное соседство света и теней. Именно ради совмещения несовместимого и проводились все вышеперечисленные действия.

Настройка отображения HDR-изображения

Рассмотрим несколько полезных команд. Если в палитре Info возле RGB кликнуть по пипетке и выбрать 32 бита, отобразится информация о настоящих значениях цвета, т. е. в HDR каждому каналу будет соответствовать конкретное число с плавающей точкой.

В статусной строке документа можно кликнуть по треугольнику, после этого Show>32-bit Exposure. В появившемся внизу окна ползунке у вас появится возможность быстро поменять экспозицию без сохранения в файле, т. е. изменения коснутся только отображаемой картинки на экране.

Кликнув дважды на слайдере, вы перейдёте в режим совмещения теней и светов. Для сохранения готовых результатов можно будет выбрать несколько форматов, например, автор предпочёл EXR, из-за того, что он поддаётся сжиманию на диске и занимает сравнительно немного пространства.

Экспортирование

32-битное изображение HDR по сути является аналогом супер-Raw, т. е. этот формат содержит всю информацию о сюжете. Редактирование и печать нужно проводить из стандртного 8-битного формата, и для этого нужно выполнить его экспорт: Image>Mode, 8-bits. В появившемся окне вы увидете несколько методов.

Exposure and Gamma — выбираете оптимальную экспозицию и контраст из всех доступных вариантов, в принципе это можно было бы сделать ещё в процессе съёмки.

Highlight Compression — совмещение свето-теневых параметров, в случаях когда и небо и горизонт хорошие. Здесь подойдёт такой вариант — Local Adaptation, открываете график с кривой и уменьшаете радиус до 4-8 точек. Экспериментируя с кривой, вы убавите или добавите контрастность до приемлемого уровня.

Окно форматирования в 8-битное изображение

В итоге, вы получите файл, который не смогла бы создать обычным способом никакая цифровая камера. На одном снимке мы видим совмещёнными и свет и тени.

Один из исходных файлов

32-битное изображение конвертировано по методу Local Adaptation

Окончательный вариант с подправленным контрастом и насыщенностью

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий