Снимаем фактуры

Для фотосъёмки сцен с характерной яркой, бросающейся в глаза фактурой необходимо использовать специально подобранные схемы освещения. Что они представляют из себя – понять несложно, ведь понятие фактуры подразумевает множество рельефных неровностей, освещение которых под определёнными углами посредством источников направленного света, лучше всего выражают объёмность фотографируемого объекта, за счёт отчётливого, порой контрастного свето-теневого рисунка.

Вы поступите неправильно, если расположите фотокамеру согласно направлению вектора лучей света, при этом тени скроются из поля зрения фотографа, что чревато потерей вышеназванной фактуры. Как, например, мы видим на нижней фотографии снятой с параметрами 1/250; f/5.6; 200 ISO.

Кирпичная кладка выглядит более-менее неповреждённой, лишь осыпавшаяся местами краска портит эту практически гладкую стену, но стоит нам отойти в сторону так, чтобы освещение сцены стало боковым к фотокамере, то следующий дубль выглядит уже совсем по другому, за счёт более выделенной шероховатости стены и оконной рамы (параметры: 1/50c; f/5.6; 100 ISO).

Пробуем ещё раз изменить фактуру рельефной стены, уже расположившись так, чтобы освещение было сзади и немножко сбоку по отношению к камере (параметры: 1/125; f/5.6; компенсация +1EV; 200 ISO). Неровности кирпичей стали ещё более выразительными, за счёт увеличения площади теневых областей при такой постановке света. Заметьте, что недодержка и передержка одинаково негативно влияют на полноту выразительности, чтобы убедиться в этом взгляните на правый нижний и левый верхний углы данного кадра. Я думаю что причины вам понятны, поэтому не забывайте об этом недостатке, дабы не «запороть» дубль.

Посредством задне-бокового размещения света, мне удалось воспроизвести фактуру снежной поверхности:

Зато на следующем фото снег, кроме мест затоптанных зимними рыболовами, несмотря на боковой свет не смотрится таким рыхлым, и виной тому моя удалённость от фотографируемой сцены, а также некоторая степень передержки. Правда, ИМХО, сей факт не портит снимок, гладь снежной поверхности в данной ситуации выглядит вполне к лицу.

Как мы знаем, рассеянное, равномерное освещение скрывает фактуру поверхностей, ведь при такой погоде, как правило, пасмурной, отсутствуют яркостные перепады. На нижнем фото, зимнее поле рельефно выглядит лишь в местах, пронизанных лыжнёй, остальная площадь кажется практически неповреждённой, но не думайте что полное отсутствие фактуры – это всегда минус. Например, в ситуациях когда мы готовим портрет, скажем, пожилого человека, то определённое направление света, которым подчеркнём морщины, способно придать портрету дополнительную долю драматизма. Правда, в ситуациях с детишками или женщинами, подобный подход, конечно будет не к месту.

Поэтому, в портретировании в основном используется мягкий, рассеянный свет, будь то искусственный или, что желательно, естественный.

Как это не парадоксально, но гладкие поверхности вполне охотно воспроизводятся не только при переднем освещении. На примере фотографии с яблоком (параметры: 1/250; f/8; 100 ISO), блик на его румяном боку даёт понять зрителю что поверхность гладкая, задне-боковой свет выразительно передаёт посредством полутеней форму яблока.

Если бы применялся прямой, «жёсткий» свет либо рассеянный, то мы увидели бы лишь скучное округлое пятно, как на фото с этим цветком (параметры: 1/1000; f/8; -1EV; 100 ISO):

По материалам: kiev4.narod.ru

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Комментарии

  • Гость • 5 октября, 20:21, 2011

    Я владелец сайта kiev4.narod.ru, откуда вы утянули фотографии и безбожно переврали текст.

    Дебилы, даже стянуть как следует не можете!

  • Дмитрий @ihtio • 6 октября, 00:26, 2011

    Не ругайтеся,. :-) Не утянули, а интерпретировали, с указкой на ваш сайт. Кто поймёт что мы действительно «безбожно переврали текст», всегда может найти истину в ваших первоисточниках. С ув.

Ваш комментарий