Композиция с умом: второстепенное на фото

Если вы создаёте фотографии исходя из принципа «увидел – сфотографировал», то и реакция зрителей на ваши работы будет такая же — «увидел – посмотрел на другое». Часто, снимок плох не потому, что автор снял нечто неинтересное, а из-за того, что его размещение в кадре по отношению к другим запечатлённым деталям совершенно случайное. В качестве образца, давайте взглянем на фотографию 1:

Рис. 1

Как вы наверное понимаете, главная деталь этой сцены – баржа. Конечно, можно попробовать сместить объектив левее и снять большегрузную посудину на фоне набережной и домов, но скорее всего, фото выйдет плоским и не выразительным (прикройте ладонью правую часть снимка, чтобы подтвердить это). Высотный дом вдали можно отнести как к части фона – он ярко выделяется на фоне остального пейзажа и позволяет визуально сопоставить масштабы обоих планов, то есть воспроизвести объём картины, но скомпоновать дом нужно по другому, а то баржа так и стремится попасть за пределы кадра куда-то налево, тогда как высотка находится по правую сторону. Фотография как бы разваливается на две независимые половинки.

Для начала нужно сменить съёмочную точку, сделать так, чтобы баржа была связана с высоткой, для этого мне пришлось с небывалой прытью пробежаться по мосту налево, поскольку кораблик двигался с приличной скоростью, грозя покинуть потенциальный кадр.

Расположившись так, как я себе рассчитывал – движение теперь было направлено точно на меня, точнее на зрителя, я получил довольно удачную композицию (Рис. 2). Основной объект и высотка на горизонте оказались связаны друг с другом, при этом кадру желательно придать вертикальную проекцию, поскольку по сторонам от видоискателя расположены ненужные в нашем случае, отвлекающие своей пестротой части набережной, а здание как-бы станет «придавленным» верхней кромкой кадра. Кроме того, движение баржи идёт параллельно вертикальной проекции снимка.

Рис. 2

Пока я заново компоновал кадр, собирая его в вышеуказанные рамки, баржа оказалась уже совсем близко, приобретя пространственную значимость из-за изменённого угла съёмки. Следующее фото (рис. 3) имеет более объёмную структуру за счёт выраженного третьего измерения, которое можно было бы увеличить ещё больше, будь моя камера вооружена широкоугольным объективом, но на тот момент времени на эти манипуляции уже не было (рис. 4):

Рис. 3

Рис. 4

Можно сделать некоторые выводы, а именно: вроде-бы второстепенный фон, тем не менее может играть большую роль в формировании образа сцены, не меньшую чем основной объект, главное подходить к нему с творческим размахом, иначе невнимание к фону сделает кадр скучным и серым.

По материалам: kiev4.narod.ru

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Комментарии

  • Гость • 19 мая, 23:17, 2011

    а при чем тут экспозиция??)) наверно композиция? да и далеко не второстепенное это дело..

Ваш комментарий