Сложные модификаторы
Как только в народе их не называют – соты, грид, ячейки… В английском языке обычно применяется термин «grid or honeycomb».
Гриды являются для меня одними из самых используемых и удобных модификаторов. В первую очередь, они дают возможность расставлять акценты, отделять объекты находящиеся на разных планах и кучу других приятных полезностей.
Суть модификатора проста – это сгруппированные воедино хорошо знакомые нам снуты небольшого размера. Правда, спектр применения гридов, по сравнению с снутами куда более широк. В первую очередь, благодаря тому, что данный модификатор смягчает края яркости, тогда как у снута они обычно резкие. В студийных условиях грид используется в двух вариантах. Если его напрямую одеть на светильник, то вы получите направленные пучки света с небольшим разбросом в пространстве и мягкими краями яркости. Во втором случае гриды одевают на софтбоксы. Если вы разместите грид таким образом, чтобы рассеянный свет проходил сквозь соты, то вы получите более мягкий свет, но более направленный чем у софтбокса.
Получается забавный парадокс – мы как бы создали соты из множества маленьких источников света, светящих по отдельности, при этом излучаемый свет должен быть жёстким, но из-за большого количества этих «светильников» и их однородности, получается один большой, направленный источник света. Что-то вроде модификатора Chimera, одного из самых популярных производителей подобных устройств.
Но грид можно использовать в студии ещё и так, как делают это продвинутые фотографы. Например, его одевают на одну из постоянно светящих модельных ламп, при этом акцент света смещается в сторону глаз. По законам анатомии (и фотографии тоже) от обилия света зрачок сужается, в результате чего радужка становится больше, а значит появляется возможно лучше передать цвет глаз (грид концентрирует свет не отвлекая фотографа, а свет модельной лампы будет незаметен на фоне остальных источников, освещающих сцену.
До недавнего времени считалось, что гриды – это элемент студийных условий, но в последние годы появляется всё больше их портативных вариантов, как самодельных, так и предлагаемых авторитетными производителями (см. фото).
Грид для портативной фотовспышки вполне по силам изготовить в домашних условиях. Для этого нужно набрать как можно больше чёрных (именно чёрных, поскольку нам не нужны дополнительные цветовые примеси или рассеивание от белых) коктейльных трубочек, зафиксировать их скотчем, засунуть в картонную трубку, предварительно отобранную (или изготовленную) по размерам. У трубки обрезаете края, регулируете глубину (чем больше глубина, как в случае со снутом, тем меньшим размером будет обладать пятно яркости) и насаживаете на фотовспышку. Возможно вы не сразу сможете сконструировать подобное устройство, поскольку потребуется пара попыток в изготовлении самодельного грида, пока вы окончательно не набьёте руки, тем не менее примитивного, доморощенного грида будет вполне достаточно, чтобы понять принципы его воздействия на прямой свет.
По материалам: Сергей Родионов