Выбираем модификатор под конкретную задачу
Каждый фотограф методом проб и ошибок, рано или поздно нащупывает самый любимый для себя свет, а также наиболее подходящий модификатор или осветительный аксессуар, с которыми и работает большую часть времени. Это могут быть зонты, отражатели, тубусы, круговые модификаторы, симулирующие кольцевые вспышки, а также различные схемы их компоновки.
Тем не менее, каждая творческая задача заставляет нас задуматься, а что же именно из вышеперечисленного подходит для данной ситуации лучше всего? Рассмотрим простейшие примеры… Перед нами кусок белого пенопласта, установленный на белую поверхность.
Вполне понятно, что для наибольшей передачи объёмности данного предмета, нам нужно будет немного засветить каждую из трёх граней разными «порциями» света.
Итак… Вот я попробовал грид (ячеистую насадку) установленную непосредственно на фотовспышке:
Что получилось? Жёсткий и прямой свет, с небольшим росплеском, свет имещий налёт «драматичности».
Далее — софтбокс с закреплённым на него гридом:
Что получилось? Мягкий свет и контролируемый росплеск.
Ещё пример – зонт, с размерами идентичными софтбоксу, на просвет:
Что получилось? Хорошо приглядевшись, заметно распределение освещения по полю. Тени мягкие, но росплеск практически не контролируется.
Вроде бы стало понятно – вооружаемся зонтом, а ещё лучше софтбоксом плюс грид и фотографируем с ним всю свою карьеру, шарахаясь от жёстких теней.
Не будем спешить с выводами, а лучше посмотрим на очередной пример с использованием другого объекта.
Применяем зонт на просвет:
А это – грид на вспышке:
После небольшой доработки (стирании небольшого пятнышка на поверхности стеклянного шара), второй кадр получился более интересным. Да и чистить это пятно было гораздо легче чем отражённого «паука» от зонта или прямоугольное отражение софтбокса, если бы я задействовал его стандартно, без особых ухищрений.
Не будем кидаться в противоположную сторону, фотограировать всё невооружённой вспышкой чтобы потом подчищать дефекты в Фотошпе, ведь вся соль не в том, что какие-то огрехи можно всегда подчистить-подмазать при пост-обработке. Смысл заключается в том, что хоть фотограф и имеет достаточно аксессуаров для построения свето-теневой схемы, по привычке он пользуется излюбленной комбинацией из одного-двух устройств, напрочь забывая (или ленясь) использовать остальные имеющиеся в распоряжении.
Внимательно осмотрите свой съёмочный багаж, наверняка у вас есть то, что вы когда-то собирали вручную, поскольку в своё время полагали что съёмка без данных предметов будут немыслимы, но сейчас эти аксессуары пылятся в шкафу. У меня в наличии такие есть. Расширьте свой кругозор и вдохните в забытые, но столь полезные аксессуары второе дыхание. Возможно, они помогут вам избавиться от творческого «застоя» и разнообразят сцену более качественным освещением.
По материалам: Сергей Родионов