"Размытый" мир
Основной целью каждого фотографа является достижение максимально резкой детализации фотографии, и для этого в ход идут высококачественные объективы, тщательные настройки камеры и конечно же, хорошая техника съёмки. Но в некоторых ситуациях, движение может придать изображению сильную эмоциональную нагрузку.
Если объект движется, то он останется в кадре в виде смазанного силуэта, при условии что выдержка не такая короткая, при которой обычно получается чётко зафиксировать движущийся объект.
Смаз зависит от скорости движения снимаемого объекта и длины выдержки. И хотя, в большинстве случаев невозможно контролировать скорость движения, тем не менее вы точно сможете корректировать выдержку, так что практически любая степень смазывания будет вам по силам.
Яркий пример — водопады, являющиеся теми самыми объектами, для которых прекрасно подходят длинные выдержки. Немного оглянувшись, вы сможете найти много других подходящих проявлений природы и человека, с которыми можно поэкспериментировать таким же образом.
В принципе, всё что движется, может стать объектом съёмки для подобных фотографий, например цветы на ветру, дорожный трафик, животные и т. д. Используемая техника не является сложной для овладевания, зато результаты могут быть очень эффектными.
Несмотря на то что такие кадры создаются без затруднений, для того чтобы создать настоящий шедевр, нужно хорошо продумать съёмочный процесс и применить правильную технику.
Обсудим четыре важных фактора, от которых зависит успех фотографирования с длинной выдержкой.
- Используйте штатив. Изначально вы должны знать что длинная выдержка требует твёрдой и неподвижной опоры фотокамеры, поэтому съёмка с рук крайне нежелательна. Если штатива под рукой нет, то можно попробовать много различных способов фиксирования фотокамеры — на скамейке, стволе дерева, свёрнутом свитере и т.д. Но независимо от выбранного варианта, во избежание вибрации спусковой тросик обязательно должен быть. Если нет и его, то можно воспользоваться встроенным таймером задержки экспозиции.
- Постарайтесь найти для съёмок облачный день. Солнечные дни не подходят для экспериментов с размытием по двум причинам: яркое освещение не позволит вам использовать длинную выдержку, разве что с применением нейтральных фильтров. Также, яркий свет станет причиной получения высококонтрастного изображения и экспозиция не сможет правильно настроиться. Освещённые области будут пересвечены, тогда как области теней станут слишком тёмными.
- Используйте фильтры. В условиях низкой освещённости цветовой баланс получается не совсем идеальным: некоторые слайды будут грешить синеватым оттенком, особенно если вы произвели съёмку в тени или ранним утром, до восхода солнца. В подобных ситуациях лучше всего подойдёт «тёплый» фильтр. Он бывает трёх степеней плотности, из которых 81А является самым слабым, а 81С самым сильным по воздействию. В нашем случае подойдёт средний вариант фильтра — 81В.
Ещё один фильтр, который может оказаться полезным в съёмочном процессе, так называемый поляризатор. Он уменьшает количество света проходящего сквозь объектив, что будет очень кстати при съёмке с длинными выдержками. Также, он поможет уменьшить или даже полностью устранить отражение воды, которое часто сопутствует при съёмке водных стихий.
- Выдержка. Любая выдержка более 1/125с приведёт к определённому смазыванию многих двигающихся объектов, но если в съёмочном процессе вы не проявите осторожность, смазывание будет выглядеть как ошибка.
Для получения эффекта смазывания «специально», пробуйте начать с выдержки 1/2с. Произведите ряд кадров, например с выдержками 1/15с — 2 секунды, с соответствующими диафрагмами. Полученные кадры изучите, после чего вам должно придёт понимание того, какой творческий эффект вы задумали и какая выдержка больше всего подходит для конкретного случая.
Фотографии: Chris Mattison, Frank Fell