Профессиональная фотография автомобилей
Создание красивых снимков автомобилей – задача сложная. Фотографировать машины нисколько не проще создания портретов людей или спортивных репортажей. Автоспециалисту необходимо учитывать как погодные условия, так и особенности дизайна каждого автомобиля – очертания и рельеф кузова, расположение выштамповок, стиль автомобиля, его цвет и т.д.

Для повышения уровня автофотографий в среде российсих журналистов, компания Mazda организовала специально для них мастер-класс по съёмке автомобилей, выбрав для этого модель Mazda 3. Тренингом руководил Сергей Крестов, специалист занимающийся пресс-фотографиями для российского офиса этой японской компании. Так, среди его работ можно встретить узбекскую презентацию кроссовера CX-9, фотосессию концепта Mazda Kazamai на территории завода «ЗИЛ». Специалист разделил обучение на две части – теорию и собственно практику.
Техника
В теоретической части Сергей рассказывал о принципах и технике съемки автомобилей, при этом он особо отметил, что возможности объектива в этом деле играют более важную роль чем функционал фотокамеры, ведь именно благодаря оптике можно получить эффект «бокэ», т.е. размытый задний план. Особую роль специалист отвёл и штативу, поскольку без него невозможно получить хорошие статичные снимки автомобилей, тем более при неярком освещении. Ну а если вы хотите снять автомобиль в лучах яркого солнечного дня или же наоборот ночью, то без усиленного искусственного света не обойтись, акцентируя его на определённых участках кузова – бортах или штампованных деталях.

Место фотосъёмки
В столице такие места давно известны и уже примелькались в российских СМИ. Чаще всего автофотосессии организовывают на «Ходынке», недалеко от комплекса «Москва-Сити», на набережных реки или возле современных офисных центров. Хотя, неплохие кадры можно получить и на территориях заброшенных промзон, как например на полуразрушенном заводе «АЗЛК», где недавно готовили к показам Jeep Cherokee. Для этих целей можно выбираться и в другие города.
После того как вы выбрали понравившееся место, настало время подумать о подходящем ракурсе и найти правильную точку съёмки. Главный совет начинающим фотографам – всегда помните о многоплановости композиции, которая должна состоять из переднего, среднего и заднего планов. Зацикливаться на идеальности кадра не нужно, мало того, приветствуются их «нарушения». Также, контролируйте в кадре свет.

Освещение
Самая простая фотосъёмка получится в солнечный день — из-за обилия света фотография будет светлой и резкой. Но результат могут попортить слишком контрастные тени и подсвеченные блики на кузове и деталях. Причина – солнце является точечным источником, которое светит лишь с одной стороны. Поэтому снимки, особенно сделанные в полуденное время грешат жёстким и в тоже время скучным настроением, множеством сопутствующих оптических артефактов, которые не красят автомобиль. Именно поэтому «киношные» специалисты предпочитают работать в утреннее или предзакатное время суток, которое наделяет визуальным объёмом не только автомобиль но и окружающий искусственный или природный антураж. Ещё один позитивный момент утреннего или вечернего времени – более «тёплые» тона света, воспринимаемые человеческим мозгом лучше, чем холодные. В этом случае не помешает применить искусственные осветительные схемы, которые усилят картинку в необходимых местах.

Композиция
В автомобильной фотографии действуют общепринятые принципы построения композиции – правила золотого сечения и третей, диагонали и т.д. Если вы достаточно освоили их, можно приступать к пробам, не сдерживая свою фантазию в компоновке кадра. Однако помните, что ваш кадр не должен быть слишком «тесным» – оставляйте вокруг машины достаточно свободного пространства, то бишь «воздуха». Особенно, когда вы снимаете автомобиль в движении: вы должны показать зрителю куда он «едет».

Для полноценной передачи движения, используются более длинные выдержки – 1/80, 1/60 и выше. Приветствуется, если машина едет на некотором отдалении от вас, тогда вам будет удобнее «вести» её телеобъективом, и в результате вы получите красивые фотографии с чётким изображением автомобиля и смазанным фоном.
Некоторые профессионалы даже обзаводятся специальными конструкциями, которые облегчают съёмку в движении, так называемым «ригами», который представляет из себя длинную палку, прикрепляемую к днищу или крыше автомобиля, при этом камера устанавливается на её дальнем конце.

Практическая часть
Во второй части тренинга специалист показывал свой мастер-класс, в стенах огромной студии, которая вполне подойдёт для съёмок фильмов. В течении двух часов он и его коллеги колдовали с фотокамерой, объективами, перестраивали световые схемы, применяли спецэффекты с цветными светофильтрами и дым-машиной и т.д, при этом самой сложной частью показа был процесс поиска такой схемы света, которая позволила бы «заиграть» неповторимым бликом сложный контур корпуса «Мазды».
Самый распространённый ракурс в автомобильной фотографии – «три четверти». В нашем случае, две вспышки с синими фильтрами были направлены на фон позади машины, ещё парочка осветителей освещали стены по бокам автомобиля так, чтобы отражаемый свет падал на переднюю часть авто и заднюю часть правого борта. Ещё одну вспышку направили в наклонный потолок, чтобы её импульс мягко осветил капот и правый борт. Также, два источника света с рассеивателями-стрипбоксами светили в её правую сторону, создавая блики. Цвет фона – чёрный.

А вот пример фотографии для каталога: ракурс сменили, освещение практически не корректировалось, были отключены лишь стрипбоксы и светофильтры, также убрали тёмный фон.

То же самое что и на верхнем снимке, но присутствует эффектный синеватый блик на борту машины от стрипбокса.

В этом варианте авторы значительно снизили точку съёмки, но схему освещения оставили прежней. Позади машины, ассистент напустил дым из специального агрегата, а вспышки вооружили синим и красным фильтрами. Фон закрыт чёрной тканью.

С этой же схемой освещения, мы подобрали такую точку съёмки, чтобы рельефные детали (радиаторная решётка) подсвечивались контровым светом. Также использовался стрипбокс, который Сергей держал на расстоянии полуметра от поверхности автомобиля

По материалам: Антон Уханов