Роль теней в фотографии
Как вы знаете, термин фотография в переводе с греческого звучит как «светопись». Если буквально понимать, то подразумевается определённое чередование участков светлого и тёмного, образующих общую картину. С точки зрения композиции, то фотография понимается как группа объектов, освещённых теми или иными источниками света, благодаря чему зритель может сфокусироваться на изображённом. В принципе, и этот подход также не противеречит здравому смыслу.
Но… не стоит забывать и о второй важнейшей составляющей любой фотографии. Речь идёт о тенях! Ведь нести смысловую нагрузку могут не только освещённые элементы композиции, но и те, что погружены в полумраке или вообще практически не видны. Конечно, в тенях не разобрать что к чему, но тем не менее… Бывает посмотришь на одну такую фотоработу, и приходишь к убеждению, что если забрать тень, то куда денется всё это великолепие момента, переданное автором, где будет этот драматизм?
Хотите примеры? Да их полно! Самое первое что приходит в голову – контраст, но не световой, а смысловой. Вот представьте девушку, молодую, улыбающуся, в ярких лучах прожектора, а рядом в тени — согбенный силуэт пожилой, может даже очень старой бабушки. И название такой картины задать подходящее, что то вроде «будущее неизбежно». И что в этом кадре, по вашему, заставляет задуматься, освещённая или тёмная часть фотографии?
Следующий пример – парадный, сверкающий разноцветными огнями вход в казино, по ступеням мраморной лестницы которой, поднимается компания весёлых, празднично одетых людей, тогда как на периферии кадра, из чёрного входа, трое здоровенных секьюрити выкидывают какого-то мужчину, почти без одежды…
Тени могут служить неким подобием рубежа, который отделяет друг от друга два мироздания, два ценностных стереотипа. Представь афишу с ярким изображением какой-то группы или певца. С одной стороны от афишы, находится группа подростков радостно подпрыгивающих в предвкушении скорого появления своего кумира, тогда как по обратную сторону в тени столба стоят двое мужчин, значительно старшего возраста, одетые в рокерские «доспехи». Оба мужчины смотрят на молодёжь с нескрываемой иронией или даже презрением… В этом сюжете, хоть тень и занимает меньше площади картины чем её освещённая часть, но зато она умудряется выразить гораздо больше смысла.
Иногда, тенью в кадре может даже и не пахнуть, но зрителю скажем так, будет казаться что она есть. Например на фотографии с девушкой, загорающей на солнце, теней практически нет, но по следам на песке складывается впечатление что она уже два раза переворачивалась, отодвигаясь от постепенно надвигающейся тени…
В общем, резюме можно подвести такое – важен не только свет, т.е. ярко выраженная светом область кадра, но и тень, которая зачастую служит тем смысловым магнитом, приковывающим взгляд зрителя