Фотографируем "вкусно"
Буквально несколько лет назад я являлась убеждённым фотографом-портретистом и даже не могла представить что я глубоко проникнусь идеей предметной съёмки, тем более food-photo. Имея на руках дипломы технического образования, было трудно вообразить что меня заинтересует стилистика и дизайн, а ведь это одно из самых основных условий, позволяющих создать восхитительные и аппетитные картинки. Но тем не менее, раз уж в моей жизни всё перевернулось с ног на голову, я не жалею что полностью погрузилась в ароматный мир фотографии
Я полюбила фуд-фотографию благодаря Веронике Белоцерковской, известному кулинарному блоггеру и издателю журнала «Собака.Ru», которая также в немалой степени известна своими бестселлерами «Рецептыши» и «Диетыши». Я всегда с удовольствием готовила по её рецептам, но однажды, как бы в шутку решила ещё и сфотографировать свои кулинарные старания. Снимки очень понравились моим близким, что и послужило решающим толчком заняться этим нелёгким, но очень увлекательным делом.
Не смотря на то, что наши прилавки просто ломятся от множества различной литературы и периодики с насыщенным иллюстрациями содержанием, найти что-то серьёзное на фуд-тематику не так уж и легко. Поэтому мне пришлось изрядно посидеть в интернете, чтобы «накопать» достаточно информации. Так, мне очень нравятся фотоработы таких знаменитостей от кулинарной фотографии, как Michael Ray, Rick Souders , Слава Поздняков и другие специалисты. У этих мастеров совершенно разные подходы, но их объединяет одно – они смогли заинтересовать зрителя не только внешним видом кулинарии, но и заставили его буквально ощутить вкус и аромат восхитительных блюд.
Итак, чтобы сделать изображение еды вкусной и притягательной, нужно сложить в единое целое такие факторы:
- Заранее подумать над тем продуктом или блюдом, которое сподвигло вас на съёмку. Я всегда творчески подхожу к предстоящей реализации задачи, поскольку отталкиваться от уже готовой идеи гораздо проще, чем попутно её сочинять. Процесс приготовления блюд может отнять немало времени, кроме этого нужно ещё помнить что достаточно времени занимает и сам съёмочный процесс, поэтому если по совместительству вы не только готовите, но и фотографируете, действовать нужно быстро и оперативно по заранее продуманному плану. И ещё, работать нужно с ощущением лёгкого голода, мне кажется такой способ позволяет подключить на уровне подсознания нужную струну креатива.
- Продумав образ, следующий этап – подбор необходимых деталей дизайна и декора. За всё время моего кулинарного творчества, моя кухня постепенно обросла всевозможными ящичками, тумбочками и комодами, которые я успела набить красивой кухонной утварью, вазочками, салфетками и т.д. Я всегда стараюсь покупать красивую посуду с оригинальными расцветками, формами и фактурой. Я заметила, что небольшие тарелочки гораздо проще составлять в композицию и фотографировать. Нельзя ограничивать свою фантазию, а наоборот, нужно больше экспериментировать, даже если посуду приходится использовать не по назначению, только делать это требуется так, чтобы посуда задавала фотографии некий шарм и не забирала на себя большую часть внимания. Если кулинарная сцена бедна на цветовую гамму, её можно обогатить добавлением определённых ярких элементов, и наоборот, если блюдо само по себе яркое — фотографировать нужно в окружении сервировки нейтральных цветов.
От того, как будет восприниматься цветовой баланс сюжета будет зависит успешность картинки. Кроме того что я постоянно расширяю ассортимент кухонных принадлежностей, попутно я ещё стала и постоянным покупателем в магазинах, специализирующихся на стройматериалах. Например, мне часто «ассистируют» паркетные доски, глянцевая плитка и цветное оргстекло, которые удачно подходят в качестве вспомогательного декора при сервировки для съёмки.
- Мне часто приходится прибегать к рассеянному заднему или задне-боковому и рисующему освещению. Если я провожу съёмку в светлое время суток, мне бывает достаточно оконного освещения или лайт-дисков на отражении. Сложнее фотографировать при искусственном освещении, ведь приходится согласовывать цветовую температуру задействованных источников света, да и не каждое блюдо будет выглядеть идеально при холодном импульсном свете, поэтому могут понадобиться цветные и/или конверсионные фильтры. Очень полезно прибегать к дистанционному управлению съёмкой, которое ускоряет съёмочный процесс, ведь не секрет, что некоторые блюда имеют свойство «плыть» и терять свои аппетитные качества начиная уже с момента приготовления.
- Приходится идти и на хитрости. Про все я рассказать не смогу, но вот некоторые из них:
Чтобы максимально точно воспроизвести ароматный кофе, как будто только что сваренный, я использую как импульсные так и постоянные источники освещения. Так, за чёрным фоном я размещаю два стрипа, которые должны прорисовывать тонкие светлые контуры чашки и палочки ванили, как бы визуально отделяя их от фона. Справа сбоку и немного сверху, я устанавливаю импульсник с софтбоксом, чтобы выразить фактуру пены, а спереди – большой лайт-диск работающий на отражение. Это всё понятно, но увы, подобная схема не всегда гарантирует наилучшую художественную передачу «парящего» аромата горячего кофе, поэтому прибегаю к небольшой хитрости: сбоку слева добавляю узкий пучок света и увеличиваю время экспозиции. Если красивых завитков пара всё равно будет недостаточно, я бросаю в микроволновую печь на минуту-две мокрые ватные диски, которые тут же переношу и прячу за чашкой. И вот, красивое дымящееся ароматное фото уже сводит нас с ума! Кстати, кроме ватных дисков можно попробовать сигаретный дым, но это не для меня, так как не курю.
А ещё, для красивой подачи пива или шампанского можно попробовать мыльную пену, при этом если нужно сымитировать эффект запотевшего стекла пивного бокала, его поверхность натирается глицерином, после чего распыляется вода.
Чтобы придать фруктам и овощам «глянцевый» вид, их можно опрыскать оливковым маслом через распылитель.
А для создания необычного фона в виде боке, на заднем плане можно разместить ёлочные украшения или другие красивые, но главное – бликующие безделушки.
По материалам: IZYUMKA